Мини-сериал «Чернобыль», вышедший от HBO, фильм «Курск» от Томаса Винтерберга – в последние пару лет кинематограф предложил несколько ярких картин, основанных на реальных происшествиях, будь то природного или техногенного характера. Вспоминаем десятку самых впечатляющих фильмов- катастроф, вдохновлённых реальными событиями.
Эпическая картина Рона Ховарда, рассказывающая об инциденте на борту космического корабля «Аполлон 13». Взрыв в служебном модуле поставил жизнь трёх астронавтов под угрозу – на протяжении двух с половиной часов Ховард демонстрирует, как участники полёта реализуют план по выживанию.
Неспроста «Аполлон 13» называют самой удачной работой Ховарда. Именно в этом фильме режиссёр наиболее наглядно проявил свои перфекционистские качества. Он выстроил правдоподобную, непротиворечивую историю, в которой с точностью отмерено всё, от космических модулей до достоверных копий скафандров. И отдал эту историю прекрасным актёрам – Тому Хэнксу, Биллу Пэкстону, Кевину Бейкону и Эду Харрису.
Клинт Иствуд, как настоящий американский патриот, не мог пройти мимо героического поступка Чесли Салленбергера. В 2009 году командир рейса совершил аварийную посадку самолёта на реке Гудзон. Взлетевший Airbus A320 столкнулся со стаей птиц – непредвиденная ситуация угрожала жизням 150 пассажиров.
Режиссёр с технической дотошностью воспроизвёл патовую ситуацию: самолёт маневрировал среди нью-йоркских небоскрёбов, чуть было не врезавшись в одно из высоких зданий. Помимо самой аварийной ситуации Иствуд сфокусировал большое внимание на судебно-процессуальной драме. Начатое после инцидента расследование могло поставить крест на карьере командира за столь опрометчивое решение по посадке самолёта. Иствуд, как это ему и свойственно, проповедует классическую мораль: настоящий герой – это человек, который готов ответственно выполнять свою работу, при этом оставаясь в тени.
Фильм-катастрофа об офицерах полиции, направившихся помогать пострадавшим во Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. Оливер Стоун всегда был одним из самых неугодных и одиозных режиссёров, работавших с историко-политическим материалом. Из фильма в фильм он стремился отстаивать свою правду, вызывая недовольство как у политиков, историков, так и у целого ряда американских зрителей.
«Башни-близнецы» – один из тех случаев, когда Стоун проигнорировал внутренние политические коллизии и гипотезы вокруг теракта 11 сентября и просто снял фильм-катастрофу. Его фильм – хвала храбрости и героизму людей, которые направили свои все свои ресурсы на спасение людей, не побоявшись оказаться под завалами ВТЦ.
Историческая драма Кэтрин Бигелоу, рассказывающая об аварии на советской подводной лодке, которая произошла в июле 1961 года. Авария атомного реактора и её ликвидация забрали жизни у 8 добровольцев, пошедших на отчаянный подвиг.
Кэтрин Бигелоу – постановщица, которая умеет работать с традиционно «мужскими» историями и чувствует себя как рыба в воде. Фильм – настоящий панегирик советским морякам, при этом не допускающий перегибов и развесистой клюквы. Большая заслуга принадлежит актёрскому составу: Харрисон Форд и Лиам Нисон весьма аутентичны в образах командиров подлодки благодаря как фактурной внешности, так и артистическому дарованию. И пусть зрители по- разному оценивают достоверность картины, однако её технический и драматургический уровень до сих пор остаётся непоколебимым.
Легендарный блокбастер Джеймса Кэмерона – трагическая история любви на фоне столкновения морского лайнера с айсбергом, случившегося в ночь с 14 на 15 апреля 1915 года. Режиссёр «Терминаторов» и «Аватара» долгое время интересовался деталями морской катастрофы, произошедшей на «Титанике», и решил воспроизвести событие в мелодраматическом ключе.
Кэмерон воспользовался всей мощью кинопроизводства (включая строительство огромных студий, макетов, а также декораций), чтобы продемонстрировать крах «Титаника» как всеобщий апокалипсис. Поэтому его фильм – это не только душещипательная love-story, а целая модель мира, универсум, схваченный в рамках восьмипалубного парохода и неминуемо идущий к своему концу.
Военный блокбастер Майкла Бэя, повествующий о любовной истории, которая разворачивается в 1941 году перед историческим ударом по Перл-Харбору. Мегаломанский проект Бэя правильнее позиционировать не как военную драму, а скорее именно как фильм-катастрофу.
На фоне 140-миллионного бюджета Бэй рисует мелодраматическую историю лейтенанта Дэниела Уокера и медсестры Эвелин. В кадре запечатлевается ужас и беспомощность американских военных, увидевших своими глазами поражение линкоров. Уже в этом фильме Бэй вовсю проявил свою страсть к колоссальным разрушениям, рваному монтажу и эпическому духу.
История о спасательной операции, которую провела береговая охрана США в 1952 году. Во время урагана потерпел бедствие нефтяной танкер, а члены экипажа оказались один на один с морской стихией.
Режиссёра Крейга Гиллепси можно упрекать за старомодность и прямолинейность – экранная история об отваге и мужестве рассказана здесь с максимальной простотой. Но традиционность фильма компенсируется его визуальным уровнем и грамотным использованием 80-миллионного бюджета. Сцены шторма, а также разрушительные морские волны создают ощущение стихийного рока – непреодолимой силы, с которой были вынуждены столкнуться герои. И эта сила в руках Гиллепси выглядит бодро и зрелищно.
Боевик Питера Берга о катастрофе, произошедшей в 2010 году в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Горючий газ разорвал и согнул буровую трубу, что привело к сильнейшему пожару и гибели 11 членов экипажа. В истории этот случай считается одной из самых страшных техногенных катастроф.
Методичная и последовательно рассказанная история, преобладание реализма, а также масштабное пиротехническое шоу со взрывами – «Глубоководный горизонт» соответствует всем критериям хорошего блокбастера. Бергу не впервой снимать картины о выживании с Марком Уолбергом в главной роли. Но эта попытка, кажется, оказалась наиболее удачной. Фильм даже получил две технические номинации на «Оскар» за лучший монтаж звука и лучшие визуальные эффекты.
Хладнокровный триллер Фрэнка Маршалла, основанный на реальной катастрофе авиалайнера в Андах в 1972 году. Самолёт упал на высокогорное плато –– в течение двух месяцев выжившим пассажирам приходилось бороться с холодом, изоляцией от внешнего мира, а также голодом.
Маршалл грамотно выстроил события катастрофы, сделав упор на саспенсе, тревоге и атмосфере всепоглощающей обречённости. Глубокий психологизм, бескомпромиссность режиссуры и постановка сцен (герои питаются мясом своих умерших товарищей) сделали картину Маршалла одним из самых захватывающих survival-триллеров, у которого есть чему поучиться режиссёрам.
Фильм-катастрофа о гигантском шторме, поставившем под угрозу жизнь членов экипажа рыболовецкого судна. Для аутентичности драма Вольфгана Петерсена снималась вблизи бушевавшего урагана Флойд. «Идеальный шторм» реалистично передает буйство морской стихии – фильм уподобляется то высококлассным блокбастерам, то маринистским полотнам XIX века. Во время просмотра картины складывается ощущение, что Маршаллу удалось «оживить» статичный морской пейзаж, увиденный в музее.
Во время выхода блокбастера его и хвалили за визуальную изощрённость и проработанность – впрочем, что, как не зрелищность, является важнейшим критерием фильма-катастрофы.