Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Подборки фильмов

12 лучших отечественных фильмов 2024 года

Чем больше в России кинофестивалей, тем чаще на них встречается хорошее кино. В 2024 году кинематографисты бросали вызовы друг другу, а кассовые хиты боролись с авторским кино за звание лучшего фильма года. Предлагаем вспомнить 12 ключевых картин, которые выделяются среди прочих релизов: объясняем, почему это важные премьеры для отечественного кино. 

Сегодня Текст: Ная Гусева 3 Обсудить
Добавить в закладки
12 лучших отечественных фильмов 2024 года

Дарья Верещагина в роли Алисы Селезневой на кадре из фильма «Сто лет тому вперед»

Дарья Верещагина в роли Алисы Селезневой на кадре из фильма «Сто лет тому вперед»

Фильм Александра Андрющенко — редкий пример российской научной фантастики, успешно балансирующей между ностальгией и актуальностью. В центре сюжета школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) из Москвы 2024 года и Алиса Селезнева (Даша Верещагина) из 2124-го. Найдя устройство для путешествий во времени, Коля нарушает баланс вселенной и сталкивается с космическими пиратами (Александр Петров и Юра Борисов).

Фильм поражает красочной визуализацией знакомого сюжета и яркими персонажами. Петров блестяще перевоплощается в маниакального Весельчака У, ломая стереотипы о своем амплуа, а Борисов добавляет глубины образу религиозного фанатика Глота. Саундтрек и отсылки — от «Майнкрафта» до классики фантастики — делают картину близкой современному зрителю. Эйдельштейн и Верещагина создают гармоничный дуэт, способный тронуть даже взрослую аудиторию. «Сто лет тому вперед» — зрительский проект, который вдохновляет верить в фантастическое «прекрасное далеко».

Александр Робак в роли Владимира на кадре из фильма «Вечная зима»

Александр Робак в роли Владимира на кадре из фильма «Вечная зима»

Николай Ларионов дебютировал в режиссуре с драмой о боли утраты и попытках справиться с ней в суровых условиях российского провинциального быта. В основе сюжета трагедия семьи, потерявшей сына-подростка. Картина сочетает в себе авторское высказывание и социальную проблематику, показывая, как холод и безнадежность Урала проникают в души героев, а маскулинность становится триггером не только насилия, но и неспособности принять реальность. Подросток Денис (Сергей Грузинов), полный света и тепла, пытается объединить в себе душевность матери и силу отца, но его жизнь трагически обрывается. Родители, Елена (Юлия Марченко) и Владимир (Александр Робак), реагируют на потерю по-разному: мать ищет утешение в воспоминаниях и дневниках сына, а отец застревает в жажде мести. Эмоциональная изоляция усиливается антуражем: промышленные пейзажи, глухие звуки завода и замороженное пространство создают климат, в котором герои словно застывают в своем горе.

Елена Лядова на кадре из фильма «Чистый лист»

Елена Лядова на кадре из фильма «Чистый лист»

В своем полнометражном дебюте режиссер Полина Кондратьева тонко и без лишнего давления на эмоции рассказывает историю о сложностях жизни и внезапно обретенной семье. В центре сюжета Рита (Полина Цыганова), семнадцатилетняя девушка, лишенная амбиций, но неожиданно решившая взять на себя ответственность за жизнь дочери своей преподавательницы, девочки с инвалидностью. Вместе с этим героиня проходит путь взросления, учится строить доверительные связи и заботиться об окружающих. «Чистый лист» избегает спекулятивности и лишней драматизации. Картина запоминается живыми, аутентичными персонажами и деликатной постановкой, раскрывающей внутренние миры героев. Благодаря этой работе Полина Кондратьева заявила о себе как о режиссере, которому интересны сложные, но светлые истории.

Полина Кутепова в роли Марии Генриховны на кадре из фильма «Каникулы»

Полина Кутепова в роли Марии Генриховны на кадре из фильма «Каникулы»

Анна Кузнецова в фильме «Каникулы» превращает обычную школьную поездку в нервную драму о поиске себя и борьбе с системой. Театральный кружок отправляется на фестиваль в Сочи, где вместо океана вдохновения школьники попадают в болото бюрократии, непонимания и внутренних конфликтов. Руководительница Татьяна Викторовна (Дарья Савельева) и строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) пытаются справляться с хаосом, но их собственные слабости лишь усиливают напряжение. Камера Яни-Петтери Пасси показывает этот мир через контрасты: яркое побережье сменяется серыми залами гостиницы, а моменты радости — угнетающей меланхолией.

За фасадом непринужденности побережья скрываются вечные темы: утрата юности, цензура искусства и гнет системы. Дети, чьи мечты рушатся в столкновении с реальностью, оказываются собраннее взрослых, а сама поездка становится символом того, как трудно сохранить свет в душной обстановке. Финал возвращает героев в московский аэропорт, оставляя зрителю горькое послевкусие несбывшихся надежд.

Кадр из фильма «Кинопленка №8»

Кадр из фильма «Кинопленка №8»

«Кинопленка № 8» Ильи Хотиненко граничит между реальностью и кинематографическим кошмаром. История Маши (Кристина Асмус), работающей в заброшенном кинотеатре «Луч», переплетает личную трагедию с мистическим ужасом. Пропажа ее сына Саши запускает цепь событий, раскрывающих тайну демонического экрана, на котором некогда исчезли зрители вместе с режиссером. Аудиовизуальный стиль фильма балансирует между психоделическим хаосом и эстетикой старых видеокассет, вызывая ассоциации с московскими клубами нулевых и антиутопиями вроде «Бегущего по лезвию».

Хотиненко умело скрещивает жанры, превращая детектив в неоновую драму, но в финале резко переключается на философские размышления о том, как жить в настоящем. И хотя этот переход выглядит несколько натянутым, фильм не теряет своей эмоциональной силы. Асмус держит зрителя в напряжении, а каждая деталь, от ритуалов прошлого до личных страхов героини, складывается в специфическое повествование, присущее Хотиненко. 

Кадр из фильма «Джипси»

Кадр из фильма «Джипси»

Айсель Назарли исследует цыганскую субкультуру через призму жизни молодого рэпера Andro. Документальный фильм, над которым режиссер работала более трех лет, погружает зрителя в таборный быт, семейные традиции и музыкальные мотивы народа рома. Главный герой сталкивается с предрассудками и клише, но сохраняет связь с корнями, оставаясь собой. Назарли с удивительным тактом показывает борьбу между личной свободой и культурными устоями, подчеркивая, что путь к самовыражению всегда проходит через преодоление.

Ключевую роль в эмоциональном воздействии фильма играет музыкальная составляющая: Andro выступил не только героем, но и композитором, создав саундтрек с цыганскими мотивами. «Джипси» ломает стереотипы, предлагая зрителю увидеть цыганскую культуру с новой стороны — как источник вдохновения и самобытности. Лента станет интересной не только любителям документального кино, но и всем, кто ищет многослойные истории о самоопределении и сохранении идентичности.

Юра Борисов в роли Кеши на кадре из фильма «Кончится лето»

Юра Борисов в роли Кеши на кадре из фильма «Кончится лето»

Владимир Мункуев снял криминальную драму: главный герой Кеша, сыгранный Юрой Борисовым, сталкивается с внутренними противоречиями, ошибками и невозможностью убежать от своего прошлого. В центре сюжета отчаянная попытка ограбления прииска, которая приводит к цепочке трагических событий и ставит под угрозу близких Кеши. В бега после кражи золота вместе со старшим братом пускается и младший Тима (Макар Хлебников).

Мункуев с удивительной точностью передает настроение российской глубинки, где суровая природа становится отражением человеческой драмы. Музыка Павла Додонова с вестернскими мотивами усиливает напряжение, добавляя фильму эмоциональной насыщенности. Картина исследует тему взросления и ответственности, задавая зрителю вопросы о том, что значит быть свободным. «Кончится лето» обращается к наследию Балабанова, но находит свой голос, становясь важным высказыванием о современном обществе и его герое-беглеце.

Алена Мирошникова в роли Яны на кадре из фильма «Пришелец»

Алена Мирошникова в роли Яны на кадре из фильма «Пришелец»

«Пришелец» — камерная фантазия о человеческой тоске и жажде общения, рассказанная через призму сай-фай-притчи Иваном Сосниным. Леша (Максим Стоянов), молчаливый деревенский отшельник, собирает в своей башне из хлама странную лабораторию для поиска внеземного контакта. Стоянов, известный по «Гив ми Либерти», создает образ героя с детской мечтательностью и глубокой печалью в глазах. Его неожиданной спутницей становится девочка (Алена Мирошникова), появившаяся словно из космоса, но такая земная в своей ясности и уязвимости. Эстетика DIY и почти гипнотическая медлительность сюжета погружают зрителя в мир снежных пасторалей, где чудеса происходят, если не переставать смотреть в небо. Наивность фильма одновременно обезоруживает и заставляет задуматься: как мы сами упускаем простые формы общения, скрываясь за шумом повседневности?

Римма Латышева в роли Ксюши на кадре из фильма «Хуже всех. Королева кринжа»

Римма Латышева в роли Ксюши на кадре из фильма «Хуже всех. Королева кринжа»

Саша Кармаева сняла яркую дебютную драмеди о взрослении, буллинге и поисках внутренней силы. Главная героиня Ксюша (Римма Латышева) переживает настоящий кошмар школьной жизни: публичное унижение начинается на репетиции выпускного концерта, когда ее выступление срывается на глазах у одноклассников, включая любимца школы Погуляева (Микита Воронов). Отказываясь от роли жертвы, Ксюша решает взять ситуацию в свои руки и становится звездой Интернета, превращая свою неловкость в источник силы.

Римма Латышева, дебютируя в главной роли, органично воплощает героиню, превращая сценарную прямолинейность в очарование и искренность. Ее персонаж решает найти свой путь среди школьных стереотипов, где «недостижимые идеалы» и «крутые девочки» каждый год выпускаются, но для Ксюши важнее быть собой. В фильме, полном ярких эмоций и подросткового задора, смешиваются элементы популярных coming-of-age историй, но при этом «Хуже всех» сохраняет свою уникальность, обогащая жанр свежим взглядом на школьные проблемы.

Юлия Снигирь в роли Маргариты на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Юлия Снигирь в роли Маргариты на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Экранизация Михаила Локшина разделила зрителей на несколько лагерей: кто-то посчитал фильм гениальным новым прочтением вечного романа Михаила Булгакова, другие сочли издевательством над классикой и кощунством над Москвой 30-х годов. После просмотра «Мастера и Маргариты» есть о чем поспорить, но Локшин точно расставил реперные точки повествования. В его прочтении Мастер и Маргарита в исполнении Евгения Цыганова и Юлии Снигирь — не просто случайно встретившиеся незнакомцы, а пара, готовая друг за друга постоять что перед властью, что перед нечистью. 

Кстати, о вторых: Воланд, Коровьев и кот Бегемот на экране преисполнены харизмой и иронией, становясь антиподами партийным дельцам. Для кого-то такие насмешки показались неуместными — Локшина уличили в критике советской власти и слишком вольном отношении к роману. Однако сюжет противостояния творца государству до сих пор актуален, а зрители точно захотят поближе узнать легендарную булгаковскую пару — еще и в декорациях альтернативной Москвы с элементами стимпанка. 

Григорий Данишевский в роли Филиппа на кадре из фильма «Правила Филиппа»

Григорий Данишевский в роли Филиппа на кадре из фильма «Правила Филиппа»

Фильм Романа Косова продолжает список отечественных проектов о людях с особенностями: помимо упомянутого «Чистого листа» в нем оказывается сериал «Она такая классная», «Ласточка» Малики Мухамеджан и долгожданная «Фарма». «Правила Филиппа» рассказывает историю о подростке с особенностями развития, его матери Нине (Юлия Яблонская), посвятившей мальчику всю жизнь, и сиделке Мархамат, которая неожиданно становится частью семьи. Отец Филиппа (Константин Юшкевич), как это нередко бывает в таких случаях, ушел много лет назад. Филипп (Григорий Данишевский — актер с синдромом Дауна) украл чучело лисы из музея, и теперь опека требует еще большего контроля над мальчиком.

Косов решает поговорить сразу на несколько животрепещущих тем: о жизни матерей, которые без поддержки справляются с заботой об особенных детях, и о будущем ребят, лишенных социализации. Мечта Филиппа стать бариста может показаться наивной: добровольно такую должность готовы занять далеко не все. Однако герой Данишевского заставляет зрителей вспомнить о тех, кто живет на периферии общественного внимания, и сохранить человечность в мире, где все привыкли отводить взгляд.

Лауа Турсунканова в роли Айко на кадре из фильма «Папа умер в субботу»

Лауа Турсунканова в роли Айко на кадре из фильма «Папа умер в субботу»

Дебют Заки Абдрахмановой рассказывает о столкновении с прошлым и взрослении. Главная героиня Айко (Лаура Турсунканова), вернувшись в родное село после смерти отца, встречается с родственниками, которые помнят папу совсем не таким, каким его знала девушка. Айко пытается справиться с чувствами вины и ярости, которые не может выразить, несмотря на свою внешнюю жесткость. Абдрахманова мастерски избегает клише мелодрамы, показывая, как героиня учится прощать — и себя, и окружающих. Конфликты в семье, враждебность местных, а также переживания Айко вызывают не только сочувствие, но и понимание, как важно пройти через этот процесс. Режиссерке удается показать, как сложен путь к примирению с собой и родными. Фильм не скатывается в трагедию, а скорее становится терапевтическим опытом для героини, а вместе с ней и для зрителей. В истории о смерти отца важно не только прощение, но и признание того, что каждый переживает утрату по-своему. 

Текст: Ная Гусева
3 комментария
А
Замечательная подборка. Я смотрела "Мастер и Маргариту", "Каникулы" и "Чистый лист" - каждый фильм очень достойный по -своему.
Надо присмотреться и к остальным перечисленным
"Мастер" в топе... Всё понятно. ""Коровьев.. на экране преисполнены харизмой и иронией": вы в своем уме вообще, когда пишите подобное?
А где можно посмотреть Кончится лето? Он же 24года
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?