Последний месяц года преподнес сразу несколько лент, о которых мы обязательно вспомним при подведении итогов. Новый фильм Паоло Соррентино, байопик про Робби Уильямса-шимпанзе и амбициозное кино Роберта Земекиса. Рассказываем о главных релизах декабря.
В декабрьском прокате можно найти новинку для тех, кто остался недоволен четвертым сезоном «Настоящего детектива». «Безмолвное братство» Джастина Курзеля — триллер, основанный на реальном расследовании, описанном в одноименной книге журналистов Кевина Флинна и Гарри Герхарда. В 1980-х годах бывалый агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) приезжает в одноэтажный городок на Западном побережье, где на первый взгляд ничего не происходит, а на деле постепенно набирает силу расистская организация, выросшая на базе «церкви для белых». «Безмолвное братство» — классический детектив с усатым Джудом Лоу и румяным Таем Шериданом, который предлагает не только напряженную схватку сторон, но и рассуждения о социальных скрепах. Неофашисты у Курзеля — не безликое зло, а такие же семейные люди, которые ставят свои принципы и убеждения выше идеологии других. Главу нетерпимых отщепенцев, чтящих традиции ККК, сыграл Николас Холт.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 5 декабря.
У зрителей есть шанс увидеть Рэйфа Файнса в кинотеатрах в двух кардинально разных обличьях: в околорелигиозном триллере «Конклав» актер сыграл кардинала, расследующего заговор католических элит, а в «Возвращении Одиссея» — великого героя из мифов древней Греции. Нетрудно догадаться, чему именно посвящен фильм Уберто Пазолини: через 20 лет после начала Троянской войны Одиссей причаливает к берегам Итаки — дома, где постаревшего и помятого сражениями царя уже никто не ждет. Возвращение оказывается своевременным: смирившейся со статусом вдовы Пенелопе (Жюльет Бинош) и вспыльчивому сыну Телемаху (Чарли Пламмер) грозит опасность. Никто этого не ждал, но вот он — тягучий и драматический сиквел «Трои», который выходит как раз на двадцатилетие голливудского блокбастера.
В кино с 5 декабря.
Декабрь в российском прокате отмечен не только новогодними капустниками, но и премьерами европейских кинофестивалей. «Дикий алмаз» может затеряться среди релизов месяца, но картина заслуживает внимания: довольно редко дебютные фильмы попадают сразу в основной конкурс Каннского кинофестиваля, но Агат Ридингер удалось. Без морализаторства и дидактических причитаний режиссерка представляет свою героиню Лиану (Малу Хебизи) — молодую девушку с побережья юга Франции, которая делает карьерную ставку на будущее в мире соцсетей и успех в реалити-шоу. Будто бы бессюжетная картина очень точно показывает будни юной барышни, ее отношения с телом и неистовую жажду самореализации. Хайп и лайки — не только повод потешить не укрепившееся эго, но и инструмент независимости от семьи и мужчин.
В кино с 5 декабря.
Казалось, после прорывной роли в драмеди «Худший человек на свете» норвежская актриса Ренате Реинсве незамедлительно отправится покорять Голливуд и весь мир. К сожалению, нового триумфа пришлось ждать три года. 2024-й — еще один важный период в карьере Реинсве: актриса не только сыграла в сериале «Презумпция невиновности» и черной комедии «Другой человек», но и появилась в дебютном фильме внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман, Хальвдана Ульмана Тёнделя. «Арман» — провокационная и клаустрофобная драма о том, как детский конфликт вскрывает взрослые болячки. Актриса Элизабет (Реинсве) немедленно приезжает в школу, когда узнает, что ее шестилетний сын нарушил личные границы другого ученика. Родительские обсуждения быстро превращаются в перемывание костей и разборки.
В кино с 5 декабря.
«Пятый битл» звучит как оксюморон, но именно так в прессе называли Брайана Эпштейна — менеджера, который случайно услышал ливерпульскую четверку в одном из подвальных клубов и загорелся желанием сделать из молодых людей звезд. Спойлер: без сомнений, ему удалось. В последнее десятилетие все больше биографических или псевдографических картин акцентируют внимание на отношениях талантов и их менеджеров, которые помогали на пути к славе: будь то Vox Lux, «Удивительная миссис Мейзел» или «Элвис». Картина Джо Стефенсона ладно встраивается в ряд не совсем традиционных байопиков и заряжает безудержной энергией романтиков и идеалистов, которые горели своим делом, несмотря ни на что. Отдельного упоминания достоин и исполнитель главной роли: наконец Джейкоб Форчун-Ллойд выбрался из когорты актеров второго плана.
В кино с 5 декабря.
2024-й можно назвать годом Хаяо Миядзаки: сначала великий постановщик выиграл «Оскар» за сентиментальное и подводящее итоги карьеры аниме «Мальчик и птица», после этого главные шедевры мастера чуть ли не каждый месяц выходили в отечественный прокат. Красивым завершением масштабного признания станет релиз документального фильма Каку Аракавы. «Хаяо Миядзаки и птица» приоткроет завесу и покажет, как рождается та самая магия студии Ghibli. Среди прочего расскажут, почему постановщик решил вернуться в профессию после, казалось бы, идеально подходящего для последнего поклона аниме «Ветер крепчает», из-за чего создание заняло семь долгих лет, ну и, конечно, покажут много забавных сцен, где добродушный с виду Миядзаки ругается и делится довольно пессимистичным взглядом на жизнь.
В кино с 5 декабря.
Не только Канны и Венеция: в декабре в кинотеатрах можно будет найти и сувенир с фестиваля независимого кино «Сандэнс». «Мой сосед — монстр» — причудливая версия «Красавицы и чудовища»: монстр — не заколдованный принц, а косматый стимул стать чуточку лучше и покончить с депрессивным эпизодом. Лаура (Мелисса Баррера) тонет в слезах после расставания с парнем и увольнения. Внезапно в квартире появляется чудовище, которое предупреждает, что если барышня не возьмет себя в руки в течение двух недель, то он ее сожрет и завладеет правами на недвижимость. Дебютный полный метр Кэролайн Линди уже полюбился зарубежным зрителям и критикам — вышла духоподъемная драмеди о том, что не все потеряно, пока у тебя есть… ты!
В кино с 12 декабря.
Как и каждый месяц, декабрь готовит зрителям не только новинки кино, но и классику, которая возвращается на большие экраны. «Амадея» можно будет увидеть в новой версии: была сделана реставрации к сорокалетию картины. Биографическая лента Милоша Формана не вполне претендует на подлинность и историческую точность в интерпретации событий, а скорее использует культурный миф о противостоянии Моцарта и Сальери (вина последнего в убийстве великого композитора не доказана). Тем не менее фильм поражает как рассуждениями о талантах и дарованиях, так и визуальным воплощением: как и «Барри Линдон», «Амадей» полностью снят при естественном освещении и практически избежал павильонных декораций. На «Оскаре» 1985 года картина получила сразу восемь статуэток, в том числе в категориях «лучший фильм», «лучший режиссер» и «лучший актер». Пожалуй, весомых поводов не пропускать шедевр Формана на большом экране предостаточно.
В кино с 12 декабря.
Роберт Земекис знаменит не только как признанный автор культового кино для всех возрастов и поколений, но и как экспериментатор, который не боится использовать новые технологии. Допустим, «Полярный экспресс» — первый полнометражный фильм, созданный благодаря технологии захвата движения. Новая лента Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом» делает ставку на минимализм и цифровое омоложение актеров: действие фильма происходит в рамках одной комнаты, но разнесено во времени — и жизни нашей планеты, и одной конкретной семьи. Все ключевые события случаются в гостиной домика в пригороде, а главных героев сыграли Том Хэнкс и Робин Райт, которые вместе уже снимались у Земекиса в «Форресте Гампе». Западные критики ленту категорически не приняли, но зрители оказались чуть благосклоннее. В конце концов необычное художественное решение и правда вызывает любопытство.
В кино с 12 декабря.
Просьба детей и слабонервных убрать от экранов. Декабрь и январь — время, когда в прокате возможно все, а российские киноделы сочиняют сказки всех пород и мастей без подмоги здравого смысла. Похоже, что «Братья» выиграли соревнование на самую кринжовую комедию сезона, что скорее плюс на фоне однообразных колядок со звездами у новогодней елки. По сюжету Славику из Сочи (Денис Дорохов) срочно нужен донор, но подойдет только родственник. В критической ситуации мама пациента (Татьяна Догилева) открывает секрет: Филипп Киркоров — сводный брат Славика по отцу. Сложно описать как, но в попытках найти общий язык Славик и Филипп Бедросович оказываются в джунглях в заложниках у какого-то загадочного племени. Не стоит относиться к перипетиям слишком серьезно, достаточно того, что среди немногих артистов российской эстрады у Киркорова хватает самоиронии, и он не боится выглядеть смешным (такого не увидишь в новогодних огоньках!).
В кино с 19 декабря.
С внушительной задержкой, но до отечественного проката все же добрался один из самых забавных и необычных фильмов последних лет. «Остров пропавших девчонок» — приключенческое кино, снятое одной семьей: мама с папой (Энн-Мари и Брайан Шмидты) придумали историю и выступили режиссерами, а три дочери исполнили главные роли. Получилось вовсе не полулюбительское домашнее видео, которому самое место на задворках «Ютуба». Напротив, «Остров пропавших девчонок» — нестыдный мини-блокбастер о том, как трио храбрых девочек плывут по течению, находят укромный остров и противостоят морским чудищам. Такого светлого и душевного кино явно не хватает в кинотеатрах под конец года.
В кино с 19 декабря.
После двухлетнего перерыва на большие экраны возвращается новое лицо отечественной анимации — простак Иван, который раз за разом спасает Тридевятое царство в компании хитрого Волка и своей возлюбленной Василисы. Концепт мультивселенных добрался и до отечественного кино, поэтому на сей раз трио предстоит встретить героев из других народных сказок и защитить царство от невиданной ранее угрозы. Провожать старый или встречать новый год за просмотром мультфильма студии «Мельница» про фольклорную древнюю Русь, видимо, уже стало доброй традицией для многих зрителей. Не сомневаемся, что и новая часть найдет свою аудиторию.
В кино с 26 декабря.
Фильмы итальянца Паоло Соррентино всегда любимы фестивальной публикой и заядлыми синефилами. «Партенопа» — пожалуй, первая спорная картина в фильмографии автора. С одной стороны, Соррентино не изменяет себе и предлагает оживший миф о рождении Неаполя: биография девушки Партенопы вторит легенде о городе, появившемся из морской пены. Зрители вновь погружены в неспешную негу жарких вечеров и страстных чувств. С другой — Соррентино за визуальными образами растерял посыл: почти два часа зрители наблюдают за блужданиями полуобнаженной девушки (Челлесте Далла Порта), которая остается героиней чересчур загадочной и функциональной. Как бы то ни было, пожалуй, в конце декабря «Парфенопа» будет лучшим успокоением для тех, кто не смог уехать в отпуск к теплым берегам.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 26 декабря.
Необычный подарок для тех, кто под конец года не хочет смотреть отечественные мультфильмы и комедии. «Последний ронин» — режиссерский дебют клипмейкера Макса Шишкина, который напоминает дюжину фильмов разом. После ядерной войны остатки цивилизации выживают как могут — упиваются разбоями и убийствами. Во всеобщем хаосе лишь одинокий Ронин (Юрий Колокольников) соблюдает личный кодекс чести — герой отчаянно пытается найти убийц отца. Однажды одиночка встречает Марию (Диана Енакаева) — девочку, которая просит отвезти ее в место своего рождения. «Последний ронин» — явная черная лошадка новогоднего сезона: кто знает, возможно, боевик привлечет в залы кинотеатров соскучившихся по олдскульному кино зрителей и сделает кассу. Но не исключаем, что аудиторию напрочь отпугнули пафосные трейлеры и несколько вторичный визуальный ряд фильма.
В кино с 26 декабря.
Мадонна лично проводит кастинги претенденток на роль самой себя в грядущем байопике, а вот Робби Уильямс особо не заморачивается. Британский певец придумал окологениальный концепт биографической драмы на основе собственной жизни: что если Уильямса сыграет… созданный на компьютере шимпанзе? Это не просто пранк, а идейно смелое художественное решение. Певец признается, что, мол, с детства чувствовал себя менее развитым по сравнению с другими людьми. Путь к славе и богатству должен был помочь Уильямсу эволюционировать, но, к сожалению, этого не произошло. Фильм Майкла Грэйси может похвастаться не только красивой обезьяной в разных костюмах, но и довольно интимными воспоминаниями и эмоциональными травмами, которыми без прикрас делится Уильямс.
В кино с 26 декабря.