Финальные итоги или насыщенные планы на новогодние каникулы: вспоминаем лучшие сериалы, которые помогли редакции пережить 2023 год.
Сюжет нового сериала Стивена Содерберга (который как-то предательски тихо приземлился на стриминги летом) вдохновлен культовым процедуралом Акиры Куросавы «Рай и ад». Впрочем, даже зная, откуда у «Замкнутого круга» растут ноги, будет легко запутаться в хитросплетениях сериала и потеряться среди множества арок героев, поэтому стоит отложить телефон подальше и инвестировать все внимание в экран. Брата гайанской мафиози Савитри Махабир убивают при странном стечении обстоятельств, отомстить виновным мало, необходимо «замкнуть круг», дабы смерть не принесла в семью проклятье. Чтобы избежать этой участи, Махбир нужно сделать одолжение людям, которых она однажды обидела. Те в знак искупления просят наказать семью известного телеведущего, в таком случае круг замкнется. Из указанной семьи похищают сына, да вот в мешке оказывается не тот мальчик, и вся, казалось бы, простая схема начинает рушиться по принципу домино.
– Катя Карслиди
Эпическая драма о елизаветинской эпохе подошла к концу: Питер Морган в последний раз заглянул в Букингемский дворец, сделал реверанс всей королевской семье и поставил жирную точку. Деление сезона — одно из лучших решений создателей. Первая глава полностью посвящена принцессе Диане (магнетический перформанс Элизабет Дебики заслуживает всех возможных наград) и трагической аварии, вторая же вновь сосредоточилась на фигуре Елизаветы и завершилась на событиях 2005 года. Пауза между двумя частями как минимум дала зрителям возможность передохнуть от избытка эмоций. Сегодня «Корону» принято ругать: последние два года сериал получает не лучшие отзывы, и критики то и дело ностальгируют по первым сезонам. Но авторам удалось удержать планку: в финале все пазлы складываются, а три версии королевы появляются на экране для последнего поклона. Возможно ли счастье во дворце? Вопрос открытый. Но прощание с семейством Виндзор получилось под стать сериалу — в меру размашистым и предельно трогательным.
– Гульназ Давлетшина
Со списком любимых сериалов авторки можно ознакомиться в подборке.
За четыре сезона «Барри» проделал впечатляющий путь от необычной, но все же безопасной кабельной драмеди до бескомпромиссного авторского сериала. Первые два сезона представили зрителям вчерашнего комика Билла Хейдера как одаренного драматического актера, способного завораживающе транслировать подавленные эмоции. Но куда важнее для наследия сериала третий и четвертый сезоны, ведь именно они явили миру гениального Хейдера-режиссера, который идет по стопам великих соотечественников (братья Коэн, Пол Томас Андерсон) и удивляет смелой авторской интонацией.
Путешествия по подсознанию, погони в стиле GTA, сатира на кризис идей в Голливуде, кринж-комедия о неудачниках, сюрреалистические зарисовки о вине — каждый жанр, эксперимент или несвойственную сцену Хейдер подминал под себя, собственные комедийные тайминги и режиссуру, построенную на общих планах и сложном мизансценировании. Благодаря Хейдеру «Барри» ушел на покой с важным напоминанием, что даже в эпоху контента может появиться нечто странное и не вписывающееся в алгоритмы — великий сериал, готовый бросит вызов каждому, даже преданной аудитории.
– Алихан Исрапилов
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
Фанаты Нэйтана Филдера наверняка успели соскучиться по его метаироничным проектам («Репетиция», «Нэйтан спешит на выручку»). Новое десятичасовое шоу «Проклятие» он создавал вместе с Бенни Сэфди («Неограненные алмазы»): получилось максимально дискомфортное, безжалостное зрелище о невыносимых привилегиях и расплате за них. В центре сюжета телеведущие Эшер и Уитни Сигелы (Филдер и Эмма Стоун, снова с лучшей ролью в карьере), которые пытаются запустить новое шоу. В нем они одаривают экодомами богатых клиентов и заодно помогают малоимущему населению городка Эспаньола, Нью-Мексико, включая коренные народы. Однажды на них накладывают проклятие (по крайней мере, им так кажется). С этого момента жизнь и брак Сигелов неторопливо идут под откос. В остатке — греческая трагедия, разбавленная абсурдом и эффектом «зловещей долины». Наблюдать за падением дома Эшера и его супруги — мазохистское, особое удовольствие, которое получат и заслужат далеко не все. Финал ожидается в январе.
– Егор Козкин
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
«Убийство на краю света» — новый сериал Зала Батманглиджа и Брит Марлинг, создателей трагически рано закрытого и оборвавшегося на полуслове «ОА». Сыщица-любительница и авторка документального детективного романа Дарби (Эмма Коррин) по приглашению техмиллиардера Энди Ронсона (Клайв Оуэн) оказалась в затерянном среди снегов и льдов Исландии отеле. В первый же вечер при странных обстоятельствах был убит друг Дарби Билл (Харрис Дикинсон). Но это не последняя смерть в уединённом месте. В «Убийстве на краю света» показаны два расследования. В прошлом Дарби и Билл выискивают маньяка, орудующего по всей Америке. В настоящем сыщица-любительница разбирается, что происходит в тайном убежище Энди Ронсона. Во-первых, проект Батманглиджа и Марлинг невероятно увлекательный и затягивающий. Во-вторых, авторы совершенно нетривиально говорят на темы искусственного интеллекта и неблагополучного экологического состояния планеты. Но больше всего впечатляет, что создателям удаётся связать несколько сюжетных линий в тугой узел и не разочаровать в финале.
– Максим Ершов
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
Джереми Аллен-Уайт и на ринге, и на кухне смотрится отлично: в этом можно убедиться в фильме Шона Дуркина «Стальная хватка» и в сериале «Медведь», третий сезон которого недавно анонсировали. Главный герой Карми, которого и сыграл Аллен-Уайт, вообще-то уважаемый шеф-повар со звездой Мишлен. Но судьба заносит его в Чикаго, где погибший брат оставил в наследство популярное, но загнивающее бистро. Оно разваливается и снаружи, и изнутри — потолок вот-вот рухнет, а команда разбежится. На протяжении двух сезонов Карми пытается сделать из чикагских мастеров бургеров настоящих гурманов и шефов и справиться со своим ПТСР. «Медведь» одновременно динамичен до головокружения и трогателен до слез — чего стоят взаимоотношения героев. И главное, после просмотра у вас точно проснется аппетит и желание говорить «Есть, шеф!» при любом удобном случае.
– Ная Гусева
Со списком любимых сериалов авторки можно ознакомиться в подборке.
Сатирический сериал «Я – дева» про четырехметрового подростка, познающего жестокий мир, быть может, по многим параметрам не дотягивает до многосерийных монстров завершающегося года. Но по прямолинейной искренности творение Бутса Райли («Простите за беспокойство») легко даст фору прочим релизам. Путешествие 19-летнего Кути (Джаррель Джером) по недружелюбному нутру современной Америки приправлено уже традиционным для режиссера абсурдом и лобовыми, на грани с дурновкусием, метафорами. Кути, выросший в изоляции на рекламе, еженедельных гороскопах и тестостероновых шоу 80-х, врывается в мир с открытостью ребенка и изяществом слона в посудной лавке и мгновенно впитывает урок за уроком, один суровее и нелепее другого. Там, где банальность зла сталкивается с наивностью добра, искажается само понятие физики, и приключения Кути и ему подобных тому наглядная иллюстрация. Бутс Райли в очередной раз доказывает мастерское умение конвертировать язык агиток и лозунгов в автоматические оружие, направленное против социальной несправедливости. И если судить по «Я – дева», процент попаданий пока что крайне высок.
— Владимир Ростовский
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
Режиссёр джедайских саг и реверсивных детективов Райан Джонсон, кажется, нашёл идеальный формат. «Покерфейс» — ещё один проект-перевёртыш в карьере автора: вместо whodunit шоураннер снимает howcatchem с заранее известным преступником — вопрос лишь в том, сможет ли раскусить злодея следовательница-любительница Чарли Кейл (Наташа Лионн) со способностью за версту чувствовать ложь. Стилистическое упражнение в поисках убийц-садовников оборачивается многосерийным гиковским роуд-муви: о мяснике, который стал вегетарианцем после просмотра «Окчи», о собаке-расистке, рокере-лоботрясе с IQ гитарного усилителя и всех-всех-всех. Каждый эпизод — остроумный анекдот на тему зависти, искусства, любви и соперничества. А главное — о современной маленькой Америке, которую не только аршином, но даже и дюймами не измерить.
– Владислав Шуравин
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
Шутки кончились: одиссея каблуков и панчлайнов подобралась к логичному завершению. Мидж Мейзел отвесила последний поклон именно в тот самый момент, когда пришла пора прощаться. Неидеальная героиня получила идеальный финал, а каждый встречный — сердечный постскриптум от создательницы шоу Эми Шерман-Палладино. Жаль, но прочный драматургический узел не освобождает от тоски: расставание с Мириам — одно из самых тяжелых в уходящем году.
«Удивительную миссис Мейзел» принято любить за выверенную комедию, фактурные юбки и еврейские традиции нью-йоркских семей середины прошлого века. По завершении же кажется, что сериал Эми Шерман-Палладино через хиханьки-хаханьки показал, как на самом деле сложно красивой женщине быть смешной. Звучит абсурдно? Но право на юмор надо заслужить, выпросить, выхватить и присвоить — милым мордашкам не разрешается грубо шутить. Миссис Мейзел справилась и получила привилегию быть собой, но успех был достигнут не в одиночку: союз комикессы и менеджерки Сьюзи — совершенно особая магия, без которой мир стримингов потускнел.
– Настасья Горбачевская
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
После премьеры «Грызни» весной стало очевидно: перед нами один из главных сериалов 2023 года. История начинается на парковке: бизнесменка Эми (Али Вонг) и простой рабочий Дэнни (Стивен Ян) сталкиваются машинами и вступают на тропу войны. Накопившийся внутри гнев обоих вырывается наружу и отравляет жизни героев. «Грызня» сразу же привлекла к себе внимание киноманов, ведь за созданием шоу стоит студия А24. Удивительно, как авторы уместили в десять получасовых эпизодов столько тем: кризис идентичности, классовое неравенство, давление окружающих, непроработанные травмы. «Грызня», подобно зеркалу общества, заставляет зрителей взглянуть на обезумевший мир вокруг: люди живут в перманентной тревоге, подавляют ярость, тонут в одиночестве. В сериале нет ни одной лишней сцены, а финал должен войти в список лучших концовок в истории телевидения.
– Гульназ Давлетшина
Сатирический триллер «Рой» стал достойным продолжением творчества Дональда Гловера, который буквально в прошлом году поставил окончательную точку в «Атланте». Идейно «Рой» можно назвать духовным наследником комедии о трех друзьях из южного штата. Как и «Атланта», «Рой» совмещает вымышленное с реальным, создавая собственную сюрреалистическую вселенную, существующую на грани абсурда. В новом проекте Гловер умудрился высмеять множество социальных трендов: от повальной одержимости духовным развитием и тру-краймом до неуместной идеализации популярных людей. При этом «Рой» не игнорирует проблемы домашнего насилия — еще одного триггера современного кинематографа. Это и становится основным толчком сюжета о психопатичной фанатке (Доминик Фишбек), стремящейся соединиться с недосягаемым кумиром. Отдельный бонус сериала — невероятная визуальная эстетика, созданная при непосредственном участии оператора сериала «Эйфория» Дрю Дэниелса.
– Оля Смолина
Со списком любимых сериалов авторки можно ознакомиться в подборке.
Конец 2023 года прошел под флагом взрослой анимации, которая в последние годы переживала не лучшие времена. Эпоха утомительных семейных ситкомов с отторгающими персонажами и пошлыми шутками наконец-то подходит к концу. Теперь в жанре правят мультсериалы с шокирующей жестокостью («Непобедимый», «Голубоглазый самурай») или взрослой историей о переосмыслении прошлых ошибок («Кэрол и конец света», «Скотт Пилигрим жмет на газ»). «Царство падальщиков» не только стоит на стыке двух тем, но и напоминает, почему некоторые сюжеты можно реализовать только с помощью неисчерпаемых возможностей анимации. Сериал о выживании на опасной планете не рассказывает, а показывает историю противостояния человека и дикой природы: ядовитые насекомые, опасные звери, неуправляемые стихии и странные явления раз за разом испытывают героев на прочность и вынуждают адаптироваться к окружающей среде. Все очень красиво, зрелищно и динамично, а главное — с минимумом скучной человеческой драмы и максимумом фантазии создателей в придумывании красочных и отвратительных форм жизни.
– Алихан Исрапилов
Под конец года далеко идущее развитие искусственного интеллекта может показаться не самой насущной проблемой. Однако прошедший мимо радаров сай-фай «Миссис Дэвис» от создателя «Остаться в живых» Дэймона Линделофа развенчивает подобные заблуждения: машины по-прежнему опасны, а порабощение человечества для них выступает в качестве миротворческой альтернативы. Спасать мир от влияния алгоритма предлагают сомневающейся монахине Симоне (дивная Бетти Гилпин из «Блеска»). Сериал удивляет нетривиальными поворотами в каждой из восьми серий, ведет с аудиторией и главной героиней обширную полемику на темы религии, семейных ценностей, собственного предназначения и невозможной любви, на которую есть шанс. В конце подсказывают важное: если реальность синонимична хаосу, не стоит отказывать себе в удовольствии сесть на лошадь и уйти в закат.
– Егор Козкин
Эпохальные «Наследники» завершились — эпопея в четыре сезона подошла к концу, и ее итог оставит вас в замешательстве. Несколько лет мы наблюдали за каверзными кознями и подковерными играми, чтобы прийти к развязке, которую едва ли кто-то мог предсказать.
Сериал HBO показывает общество миллионеров «во всей красе»: с их заговорами, браками по расчету, решением любой проблемы деньгами и далее по списку. Во главе семейства Роев — великий и могучий Логан Рой (Брайан Кокс), и его дети отлично иллюстрируют фразу «яблоко от яблони» на протяжении четырех сезонов. Гениальная актерская четверка Джереми Стронга, Сары Снук, Кирана Калкина и Алана Рака аккумулирует между собой столько язв, что становится страшно. «Наследники» — идеальный пример семейства, для которого сохранность репутации гораздо важнее сохранения родственных связей.
– Ная Гусева
«Уроки химии» — тот самый сериал, на который приятно наткнуться после тяжелых будней. Ретро-антураж (действие разворачивается в 1950-х), феминистские мотивы, кулинарные изыски, красивая история любви — полюбить проект Apple TV+ довольно легко. По сюжету Элизабет Зотт (Бри Ларсон) работает в исследовательском центре и ежедневно сталкивается с сексизмом со стороны коллег. Никому нет дела, что у девушки магистерская степень по химии, для всех она лаборантка, которая варит хороший кофе. У Элизабет будет долгий путь: от встречи родственной души до работы на телевидении и толп поклонниц. «Уроки химии» — далеко не шедевр, но проект и не стремится прыгнуть выше головы и тягаться с хитами года. Вышло максимально комфортное шоу с обаятельной, но вовсе не идеальной главной героиней: Бри Ларсон, вероятно, сыграла одну из лучших ролей в карьере.
– Гульназ Давлетшина
Как говорится: мы этого ждали и наконец-то дождались. Брайан Ли О’Мэлли, Эдгар Райт и весь оригинальный каст культовой комедии «Скотт Пилигрим против всех» вновь собрались вместе, чтобы поучаствовать в создании новой экранизации комикса. «Скотт Пилигрим жмёт на газ» едва ли построчно следует тексту оригинала, напротив — О’Мэлли и компания пытаются сделать все возможное, чтобы адаптировать графический роман к современности: в ход идут различные поп-культурные отсылки, альтернативные вселенные и заигрывания с жанрами мюзикла и тру крайм. Кроме того, «Скотт Пилигрим жмёт на газ» проводит своего рода работу над ошибками, исправляя то, за что фильм Райта в свое время критиковали. На этот раз О’Мэлли ставит во главу угла Рамону Флауэрс и других персонажей, на которых в «Скотте Пилигриме против всех» банально не хватило хронометража. Кроме того, меняется мотивация и самого Скотта — персонаж Майкла Серы осознанно отказывается от насилия в пользу духовного роста, сближается со всеми «злыми бывшими» и дает Рамоне возможность самостоятельно выбрать избранника.
– Оля Смолина
«Быть присяжным» — невероятно удачный эксперимент шоураннеров Ли Айзенберга и Джина Ступницки («Офис»), а также режиссера Джейка Шиманьски («Бруклин 9-9»), благодаря которому мир узнал о Рональде Гладдене — конструкторе солнечных панелей и просто хорошем человеке.
В начале 2022 года Гладден думал, что принимает участие в реалити-шоу о роли присяжных в судебной системе США, но на самом деле он был центральным элементом комедийного проекта, где присутствующие — актеры, а само судебное заседание — лишь декорации. На протяжении 17 дней Рональд Гладден изучал вымышленное дело и выстраивал отношения с окружающими, даже не подозревая, что в каждом углу прячется камера, а авторы проекта то и дело вносят коррективы в сценарий его жизни. Финальный эпизод с разоблачением окончательно покорил сердца зрителей — настолько доброй и искренней реакции не ожидал никто. Премьера шоу состоялась на бесплатном сервисе Amazon Freevee, а несколько месяцев спустя проект, к огромному удивлению авторов, номинировали на «Эмми» в двух категориях.
«Быть присяжным» — один из главных сериалов 2023 года, а Рональд Гладден — знаменитость, в которой мы нуждались, но не знали этого.
– Яна Телова
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
Во время съемок фильма «Только бог простит» (2012) Николас Виндинг Рефн настолько преисполнился, что его до сих пор не отпускает. Герои режиссера чувствуют энергию мира, общаются с духами, едят друг друга или стреляют из пистолета. Стилистически и тематически «Ковбой из Копенгагена» продолжает предыдущий сериал Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым»: дедраматизированный сюжет, криминальная история с мистическими элементами, великолепно поставленными кадрами и безэмоциональными героями. Девушка Миу (Анжела Бундалович) приходит в бордель не за работой, а чтобы отомстить тем, кто торговал ее телом и телом ее подруги. Миу обладает суперсилами: она приносит удачу, может исполнять свои и чужие желания.
У Николаса Виндинга Рефна особые отношения со сверхъестественным — оно существует в его мирах, но спрятано за тонкой, непроницаемой для человеческого взгляда вуалью. Лишь в финале «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Рефн показывает зрителю загадочных существ, немых свидетелей земных страстей, общавшихся с людьми через медиума Диану (Джена Мэлоун). В «Ковбое из Копенгагена» Миу — призрак во плоти, она жива только ради уничтожения огромного зла, близкого ей по силам. Во вселенной Рефна живет то самое «иное», за которое люди хвалят Дэвида Линча, — только датчанин находит потустороннее в красоте, блеске и неоновых цветах.
– Дмитрий Елагин
Со списком любимых сериалов автора можно ознакомиться в подборке.
Обычно адаптации видеоигр вызывают резкую и ноющую боль, но HBO твердо решили, что пора поправляться. The Last of Us вышел в самом начале года и мгновенно стал событием — той самой постановкой по видеоигре, на которую смотрели с гордостью и восторгом. Первоисточник, впрочем, был сам по себе кинематографичен: эффектные секвенции экшена и драмы хорошо передавали дух большого жанрового кино о зомби. Нила Дракманна и Крэйга Мазина это не смутило — они создали зловещий в своем реализме мир, терзаемый грибными наростами и внутричеловеческими склоками. Педро Паскаль и Белла Рэмси — не обслуга фактуры, а настоящие, многослойные персонажи, с претензией на звание самого иконического дуэта в мире телевидения за последние лет 5-10. Чего и следовало ожидать: сериал, судя по многообещающему старту, только разгоняется, а грибного апокалипсиса стоит бояться уже сейчас.
– Константин Мышкин
К концу показа сериала Жоры Крыжовникова проект о казанском феномене стал куда более значительным даже не с художественной, а с антропологической, что ли, точки зрения. Кто бы мог подумать, что «Слово пацана» станет условным «градообразующим предприятием» в поле общественной дискуссии? Народный хит одинаково будоражит зрителей и критиков, становясь камнем преткновения среди коллег, возлюбленных, прохожих, отцов и детей в конце концов.
Удивительным образом весь поднявшийся резонанс «Слову пацана» к лицу: бесконечные сравнения — от «Очень странных дел» до «Бригады», сумасшедшего остроумия мемы, незатихающая «Пыяла» Аигел, которая не спешит выйти из головы, распроданный тираж книги-первоисточника Роберта Гараева. Да даже история с финалом, утекшим в Сеть без спросу, только добавляет пластов для обсуждений и пространства для новых спекуляций. Конструкция вышла во многом оправданная, путь драматургически далеко не совершенная, но «Слово пацана» так или иначе объединило и сторонников, и противников в едином убеждении о неприемлемости насилия — хаотичного, немотивированного, отчаянного. И если публика решила, что кулаками делу не поможешь, не это ли правильный задел на 2024 год?
– Настасья Горбачевская