Камерные фестивальные хиты часто не доходят до российских экранов, что весьма обидно, ведь многие жемчужины независимого кино заслуживают большего зрительского внимания. Рассказываем про участников фестивалей в Каннах, Венеции и Берлине, которых следует занести в маст-си-список 2023 года.
В международный прокат крайне редко попадают фильмы из Африки: аудитория к ним не привыкла, имена создателей и актеров малоизвестные, вдобавок нет сильного прокатчика с бюджетом на пиар-кампанию. «Нептун Фрост» постигла как раз такая судьба — проект показывали в Каннах, Роттердаме, на «Сандэнсе», в Торонто и даже в Москве, но в большинстве стран состоится только онлайн-премьера картины. Режиссерский дуэт музыканта Сола Уильямса и актрисы Анисии Узейман снял афрофутуристическое кино о Нептуне, попадающем в параллельную вселенную, где его «я» разделяется на феминное (Шерил Ишеджа) и маскулинное (Бертран Нинтереце) альтер эго. В другом мире герои знакомятся с группировкой хакеров, которые с помощью энергии тел и танцев управляют электричеством. Сюжет второстепенен, важнее танцы, песни, политический подтекст и дух молодости, требующий свободы.
Смотреть на Amazon Prime Video, Apple TV.
Приз жюри Берлинского кинофестиваля-2022. Это дебют творческой партнерши и супруги интеллектуала Карлоса Рейгадаса («Безмолвный свет»), любимчика престижных смотров. Его последняя работа «Наше время» (2018) с треском провалилась в России в прокате, поэтому проект Лопес тоже ждать не стоит. Изабель (Наилея Норвинд) возвращается в родительский дом в глубине Мексики и видит полнейшее запустение родного города: всем правит мафия, вербующая молодых в свои ряды.
Эстетически фильм Лопес очень похож на работы Рейгадаса — сюжет в их фильмах улавливается с трудом. Происходят события, герои о чем-то говорят, но смысл происходящего кроется в намеках и не произнесенных словах. Видимо, снять прямолинейное политическое кино о власти преступников в Мексике невозможно, поэтому приходится использовать различные фигуры умолчания. Так, в «Одеянии из драгоценностей» старик-сторож зачем-то косит поле, усеянное множеством земляных горок, — в финале становится ясно, что в нем захоронены многочисленные жертвы наркоторговцев. У режиссерки нет решения этой масштабной проблемы, ее цель иная — без сантиментов передать чувство скорби по умирающей стране.
Онлайн-премьера пока не состоялась.
Еще один фестивальный хит из Африки, гипнотическая документальная драма о жизни в Эфиопии. Из-за климатических изменений фермеры больше не могут выращивать кофе, поэтому высаживают на плантациях жевательный наркотик кат, поставляемый в соседние государства и страны Ближнего Востока. Участие в производстве ката — легкие деньги, которые очень нужны молодым людям, мечтающим покинуть родину. Только постоянное наркотическое опьянение спасает эфиопов от той пучины отчаяния, в которую их погружает кризис родной страны. Упадок экономики, расстрелы мирных демонстраций, неопределенность будущего, эти драмы человеческой жизни Джессика Бешир сплетает с легендой об Аллахе, запретившем верующим употреблять алкоголь. В интерпретации Бешир Богу так и не удалось спасти человека, стремящегося к гибели и саморазрушению в тяжелые моменты бытия.
Музыку к фильму написал известный американский эмбиент-музыкант Уильям Басински.
Смотреть на Mubi.
Первый филиппинский полнометражный фильм, получивший специальный приз на кинофестивале «Сандэнс». В своей картине режиссерка признается в любви жанровому кинематографу, в особенности глупым экшен-фильмам конца XX века. Ушедшая из кино Леонор (Шила Франсиско) попадает в кому и оказывается внутри придуманного ею сценария о бравом Ронвальдо (Роки Салумбидес), спасающем возлюбленную Изабеллу (Реа Молина) из рук преступников.
Сюжет фильма может показаться простым, но нет — основное действие перемещается между сном и явью, а в финале выходит за рамки кинематографической реальности. Где-то на крыше режиссерка фильма Мартика Рамирес Эскобар обсуждает с коллегой, как закончить кино, и решает, что Леонор понравился бы в финале песенный номер с танцующими рука об руку героями, даже если подобный конец разрушит логику.
Смотреть на Vudu.
Спустя годы после окончания военного конфликта на Балканах напряжение между жителями соседних стран никуда не ушло. Прошлая работа Стругар-Митевски «Бог существует, ее зовут Петруния» — политическая комедия о моральном разложении македонского общества, новая — о последствиях войны. Родившаяся в Сараево сербка Ася (Елена Кордич) приходит на встречу людей, желающих найти вторую половинку. Главы агентства подбирают ей партнера — серба Зорана (Аднан Омерович). Он ищет не любви, а прощения: в 1993 году мужчина обстреливал Сараево.
Хотя фильм Теоны Стругар-Митевски сконцентрирован на двух главных героях, она делает срез всего общества: в агентство знакомств приходят люди разного возраста и отвечают не только на личные вопросы, но и про отношение к религии, гомосексуальности, изменам и так далее. Люди дают разные ответы и по-разному говорят о войне — плюрализм мнений и воспоминаний нужен автору, чтобы кино на острую тему не превратилось в одностороннюю пропаганду с клеймением врага, якобы недостойного прощения и сочувствия.
Онлайн-премьера пока не состоялась.