Как известно, Дэвид Финчер не имеет профессионального образования. Как и Квентин Тарантино, режиссер «Бойцовского клуба» и «Семи» учился кинематографическому видению, пересматривая сотни картин. А снимать Финчер начал уже в восемь лет и с тех пор никогда не расставался с камерой. Однажды журналисты, жадные до списков и топов, атаковали Финчера вопросами, кто же из великих кинотворцов все-таки оставил в его жизни неизгладимый след, и получили необычный ответ. Финчер отказался называть конкретные фильмы разных эпох, вместо этого выбрав 1970-е, именно в эти годы будущий режиссер посещал кинозалы наиболее активно — трижды в неделю. Так появился список из пяти картин 1970-х, навсегда изменивших жизнь Дэвида Финчера.
Основанный на реальных событиях (и немного на одноименном романе Робина Мура) полицейский боевик Уильяма Фридкина покорил Дэвида Финчера безумными и виртуозно снятыми экшен-сценами. Все потому, что на съемки в качестве консультантов взяли настоящих нью-йоркских полицейских Эдварда Игана и Сальватора Гроссо — прототипов главных героев. На экране их блестяще воплотили Джин Хэкман, исполнивший роль Джимми Дойла по прозвищу Попай, и Рой Шайдер — Бадди Руссо, также известный как Хмурый.
Полицейским противостоят владельцы наркосиндиката, собравшиеся провернуть крупнейшую в истории Америки сделку — доставить из Франции в США несколько тонн героина. «Французский связной» собрал пять статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. Но больше всего запомнился, конечно, знаменитой сценой погони, которую Фридкин снимал лично, восседая на заднем сиденье машины, — операторы опасались участвовать в такой авантюре.
Выбор классического роуд-муви Питера Богдановича о временах Великой депрессии может показаться странным, но Финчер неоднократно восхищался «Бумажной луной» за «идеальный кастинг отцов и дочерей – актеров, невероятно человечный сценарий Элвина Сарджента и потрясающее воссоздание духа Америки эпохи депрессии».
Действительно, история объединения пройдохи Мозеса (Райан О’Нил) и девятилетней девочки Эдди Логгинс (Татум О’Нил) посреди бушующей нищеты не может не тронуть даже самые черствые сердца. Мозес приезжает в небольшой богом забытый городок, чтобы почтить память умершей любовницы, и на похоронах встречает Эдди, которая оказывается ее дочерью. Местные жители быстро замечают сходство девочки и гастролера и предлагают Мозесу сопроводить Эдди в Миссури, где его ждет родная тетя. Недоверчивые и напряженные поначалу, отношения девочки и афериста становятся все глубже, и вот уже Эдди начинает помогать Мозесу в нелегальных делах, попутно очеловечивая своего спутника, а тот старается заботиться об Эдди как о собственном ребенке.
«Близкие контакты третьей степени» — фильм-веха, разделивший кинофантастику на до и после. Картина Стивена Спилберга изменила подход к сай-фаю как зрителей (показав, что такие фильмы могут быть интересны самой широкой аудитории), так и продюсеров (оказалось, что умная фантастика тоже может стать блокбастером). Финчер увидел «Близкие контакты», будучи подростком, — неудивительно, что визуальные эффекты фильма произвели на него неизгладимое впечатление.
Сюжет повествует о необъяснимых появлениях НЛО, фиксируемых по всему миру. От пустынь Мексики до монгольских степей и от Среднего Запада США до индийских городов люди становятся свидетелями таинственных явлений, видят космические корабли и слышат загадочный повторяющийся звук из пяти нот. Сразу несколько героев: электрик Рой Нири (Ричард Дрейфус), французский ученый Клод Лакомбом (Франсуа Трюффо) и Джиллиан Гилер (Мелинда Диллон), чей ребенок предположительно был похищен инопланетянами, разными путями добираются до горы под названием «Башня Дьявола», где вот-вот должен состояться первый контакт людей с внеземной цивилизацией.
Хоррор Джона Карпентера стал прорывом сразу в нескольких областях. «Хэллоуин» положил начало поджанру слэшеров (да, отдельные образы были и до фильма Карпентера, но именно его выход ознаменовал собой старт «Золотого века» слэшеров). Кроме этого, для визуализации взгляда маньяка от первого лица в «Хэллоуине» была использована только что появившаяся система стедикам (точнее, Panaglide от компании Panavision, приспособившей изобретение Гарретта Брауна под камеры собственного производства).
События фильма разворачиваются накануне Хэллоуина 1963 года. Шестилетний Майкл Майерс жестоко убивает свою старшую сестру Джудит (Сэнди Джонсон). После этого ребенок попадает в психиатрическую клинику, где на протяжении 15 лет за ним наблюдает доктор Сэм Лумис (Дональд Плезенс), убежденный, что такой тяжелый случай не поддается лечению. В 1978 году, когда повзрослевшего Майкла (Ник Кастл) перевозят из клиники в суд, он совершает побег и, одержимый жаждой убивать всех и вся, возвращается в родной город. Жертвой маньяка вот-вот станет старшеклассница Лори Строуд (Джейми Ли Кертис), подрабатывающая няней. Но девушка оказывается не из пугливых и легко умирать не собирается.
«Весь этот джаз» режиссера Боба Фосси — классический представитель некогда горячо любимых в Голливуде мюзиклов, вовремя перевернувший жанр вверх дном. Революцию Фосси совершил абсолютно осознанно, положив в основу фильма не самые радужные элементы собственной биографии, например, пережитый сердечный приступ.
Главный герой, Джо Гидеон (Рой Шайдер), постановщик мюзиклов, монтажер и любитель выпить, работает сразу над несколькими большими проектами. Пагубные пристрастия и бешеный темп постепенно приближают трагедию — сердечный приступ, для ликвидации последствий которого нужна срочная операция. Пока хореограф ждет очереди на операционный стол, продюсер Гидеона судорожно пытается сократить убытки и понимает, что лучшим выходом из сложившейся ситуации будет позволить режиссеру умереть.