Сегодня 49 лет исполняется М. Найту Шьямалану — голливудскому режиссеру, который обманул всех в «Шестом чувстве», снял еще несколько триллеров с неожиданными сюжетными поворотами, которые ушли в народ, почти похоронил карьеру неудачной экранизацией мультсериала «Аватар» и наконец вернул к себе расположение фильмом «Сплит» и масштабным кроссовером «Стекло».
Режиссер, надо сказать, еще молодой, поэтому не сомневаемся, что М. Найт Шьямалан долго будет радовать поклонников своего творчества. В честь дня рождения индийского режиссера смотрим список его любимых фильмов, которые вдохновили его связать жизнь с кинематографом.
Классика на века и один из главных фильмов американского кино — первая часть эпической саги о взлете и падении Майкла Корлеоне, вынужденного принять бразды от своего отца, дона Вито Корлеоне.
Почему?
«Любимый фильм всех времен, который я еще считаю лучше всего сделанным фильмом всех времен, это “Крестный отец”. Это идеальная смесь первоисточника, такого интимного и честного, с невероятной, но органичной историей. Фильм не кажется выдуманным, и от него не падает IQ, несмотря на комбинацию всех составляющих. Они природно встроены в жизнь людей на экране. Есть ставки, угроза, и это все выстроено, как и в первоисточнике.
Слияние того, что Коппола был одним из главных художников своего времени, думающим наперед мыслителем и настоящим лидером, породило культовый статус, который долго держался за ним. Я встречался с ним пару раз, и я чувствовал то же самое, если бы я родился в то же время, я был бы в его ашраме. Он использовал все эти инструменты художественности, самоанализа и ремесла — он невероятно справляется с управлением и экспериментированием, чтобы привнести глубину и человечность. Это и делает его идеальной комбинацией всех составляющих».
Еще один классический фильм, который все изменил. Один из первых фильмов великого Стивена Спилберга, который показал, что будущее Голливуда не за комедиями и драмами с социальным подтекстом, а за масштабными блокбастерами для массового зрителя.
Почему?
«“Челюсти” — следующий плакат на моей стене, на который я сейчас смотрю. Сейчас я вам представлю, по моему мнению, величайшего рассказчика в истории кино и средство, которое выдерживало идеальный баланс. Это спилберговский баланс юмора и художественности в жанре. Оно стало кульминацией такого равновесия. Я показывал этот фильм съемочной команде — невероятно посмотреть на то, как балансирует юмор. Рой Шайдер пытается понять, что происходит в городе из-за акулы, а дама жалуется ему на детей, которые пытаются побить забор своим карате. Это гениально, потому что жизнь продолжается, и это похоже на реальную жизнь. Это столкновение идеальной истории из книги и развлечения с юмором. Спилберг понимает точность ремесла и осознает временной период, поэтому снимает фильм в полудокументальном стиле 1970-х. Это мой любимый период в истории кино».
Пускай не страшный в привычном понимании, но точно гнетущий и неуютный фильм ужасов о том, как трагедия библейского масштаба проникла в дом к известной актрисе. Священник вынужден изгнать дьявола из 12-летней девочки, сохранив свою веру в Бога.
Почему?
«Все эти фильмы основаны на книгах, да? А это самый удивительный первоисточник по своему тону. В “Изгоняющем дьявола” тоже есть столкновение временного периода и стиля кино, но стиль Фридкина не похож на два предыдущих. Они проделали много рекламных трюков, но “Изгоняющий дьявола” большего всего похож на современный фильм. Сюжет основан на реальной истории о дьяволе и снят в то время, когда документальный стиль был основным, из-за этого все казалось естественным. Фридкин потратил огромное количество времени на съемки фильма, поэтому структура фильма идеальна. Он начинается на Ближнем Востоке, дальше перемещается в спальню Джорджтауна и становится все меньше и меньше, пока зритель не встретится с второстепенным персонажем, вторым священником. Сюжет невероятно извилист, но в конце концов он жертвует собой. Потрясающе».
Притча о простодушном садовнике, которого выгоняют на улицу после смерти хозяина. Он знает об окружающем мире по программам телевидения и всегда говорит о том, как выращивать цветы, но к нему начинают прислушиваться, думая, что герой — проницательный тактик и современный философ.
«Садовник, вся жизнь которого прошла в уходе за садом и телевизоре, оказывается без работы, поскольку его прежний хозяин умер, а новые хозяева выставляют его на улицу. Зная внешний мир только по программам телевидения и общению с чернокожей кухаркой, он, делая первые неуверенные шаги в незнакомом для него мире, тут же попадает под колеса лимузина богатой дамы и оказывается в ее доме, где ему предстоит познакомиться с ее мужем, очаровать его и начать свое восхождение в мир влиятельных людей…»
Почему?
«Это комедия, чистая драма или фэнтези? Я не знаю, но это невероятно. В этом фильме одна из моих любимых концовок. Когда он шел по воде, у меня отвисла челюсть, я просто испугался, взбесился, что мы все время смеялись над ним, мы думали, что он просто идиот, думали, что он похож на какого-то умственно отсталого, а ведь он всего лишь был простаком. Вещи, которые происходили, и люди, которые следовали за ним, и его потенциальное будущее имеет смысл, когда начинаешь смотреть на фильм под другим углом. Смелое, смелое, смелое жанровое кино, которое всегда будет своего рода маяком оригинальности для меня».
Один из немногих фильмов Альфреда Хичкока, отмеченный премией «Оскар». История о молодой девушке, которая после свадьбы с вдовцом вынуждена жить в тени умершей женщины.
Почему?
«Во многих фильмах Альфреда Хичкока, величайшего ремесленника в кино, его руки были на верхушке, но здесь они погребены в самом фильме. Опять же, я не знаю, что это за жанр, и я обожаю фильм из-за этого. Он страшный? Не уверен. Это драма? Конечно. Это романтика? Да. И мне нравится, как элегантно выполненная работа, я влюбился в этих персонажей и актеров. Это эпический и надолго запоминающийся фильм, маленький уникальный шедевр, который никогда не повторят».