
Женевьева (Катрин Денев) — продавщица разноцветных зонтиков в бутике мамы, а Ги (Нино Кастелнуово) — автомеханик, живущий со своей больной тетушкой. Они влюблены, но быть вместе им не суждено — Ги призывают на войну. Когда он вернется, все во французском городке Шербур будет иначе.
Женевьева (Катрин Денев) — продавщица разноцветных зонтиков в бутике мамы, а Ги (Нино Кастелнуово) — автомеханик, живущий со своей больной тетушкой. Они влюблены, но быть вместе им не суждено — Ги призывают на войну. Когда он вернется, все во французском городке Шербур будет иначе.
«Шербурские зонтики» выходят в повторный прокат: рассказываем как великий мюзикл разбивает сердце.
Режиссер Жак Деми и композитор Мишель Легран в начале 1960-х годов перепридумали жанр. Раньше персонажи пели только в момент душевного подъема, это был прежде всего сценический номер. Американский мюзикл был не про людей, а про шоу, завораживающие танцы и хореографию, декорации и костюмы. А Деми и Легран в «Шербурских зонтиках» перевернули бродвейскую эстетику с ног на голову. Герои их мюзикла, простые люди из французской провинции, не общаются, а поют друг другу даже в самые обыкновенные моменты жизни — при покупке товара в магазине, на заправке или лежа в постели.
Жак Деми был и остается загадочной, отстраненной фигурой во французском кино той бурной поры. Его принято считать частью «новой волны», но к кругу Франсуа Трюффо и Жан-Люка Годара он не принадлежал и вряд ли разделял их взгляды на жизнь и кинематограф. Впрочем, Деми делал в своих фильмах то же, что и его коллеги, — переосмыслял американское жанровое кино. «Шербурские зонтики», а также «Лола» и «Девушки из Рошфора» были экспериментальными и смелыми картинами, ломавшими привычные шаблоны. Но именно история несчастной любви в городке Шербур стала одним из главных французских фильмов ХХ века.
Простой и незамысловатый сюжет «Шербурских зонтиков» будто бы вышел из романтической песни, картина проникнута эстетикой шансона. Здесь все сыграно на пике чувств, повседневность с ее банальными тревогами и радостями превращается в музыку и танец. Жак Деми поэтизировал быт, чтобы подчеркнуть важность и уникальность прожитых моментов. Это очень французское кино, в котором жизнь немыслима без романтики, а каждый вздох превращается в строку песни.
«Шербурские зонтики» немыслимо красивый фильм, в котором Деми удалось скрестить пышность американского Бродвея с живописью французских импрессионистов, реалистичность героев и действия с тотальной театрализацией.
Но, пожалуй, главным вкладом режиссера в историю кинематографа было открытие Катрин Денев. Ее Женевьева появляется на экране хрупкой, наивной и влюбленной без остатка. Актриса так органично существует в этом фантазийном мире, что кажется, будто и в жизни она только поет. Но как разительны перемены, которые демонстрирует Денев в финале. Облик Женевьевы приобретает холодность и отстраненность, оттенок усталости от жизни, которая вроде бы только началась. Неудивительно, что уже через год Роман Полански снял актрису в хорроре «Отвращение», где Денев досталась роль истеричной и замкнутой молодой девушки, боящейся мужчин.
«Шербурские зонтики» трудно назвать легкомысленным и сентиментальным кино. Обращаясь к повседневности, Жак Деми поднимает актуальные для своего времени проблемы, пытаясь понять, почему Женевьева и Ги не могут быть вместе. Мешает им прежде всего социальное неравенство и общественная мораль, которые не допускают отношения между обеспеченной буржуазной девушкой и простым автомехаником. Расчет и прагматика любви, по мысли Деми, выжигают романтику и чувства. И судьба Женевьевы — повторить биографию своих родителей, их модель существования, лишенную чувственности, но зато приличную и благопристойную. «От любви умирают только в кино», — учит героиню мать.
Если с социальными условностями молодые герои еще способны бороться, то война уже окончательно рушит мечты. В «Шербурских зонтиках» нет открытой антивоенной риторики, как не показаны, конечно, и фронтовые будни Ги, — все это остается за кадром, вернее, разливается в тревожной музыке Мишеля Леграна. В фильме Алжирская война вторгается в жизнь молодых и режет ее напополам. Она противоестественна и абсурдна в поэтичном, красочном мире Шербура. Деми очень тонко показывает, как молодые всегда терпят поражение перед старшим поколением, которое все знает лучше. Война в «Шербурских зонтиках» — продолжение конфликта отцов и детей. И кончается он, увы, превращением детей в родителей.
Обыденная история любви и разлуки в «Шербурских зонтиках» приобретает черты трагедии. Конечно, благодаря гениальной музыке Мишеля Леграна, которая сама по себе доводит до слез. Но Деми очень точно показал в фильме, как умирает романтика. Французы в фильме — нация песни, но, несмотря на красоту их души и поэзию жизни, ничего не получается, особенно любовь. Музыку прерывает война. И вроде бы в Шербуре все по-прежнему, жители поют, а зонтики открываются во время дождя. Но что-то утрачено навсегда.