
Мрачный, но не самый оригинальный взгляд документалиста Азифа Кападиа на будущее человечества.
2073 год, мир в руинах. В 2036-м произошла глобальная катастрофа, из-за которой погибла большая часть населения планеты. Установилась новая авторитарная власть. Диктаторы со всего мира и технологические миллиардеры объединили усилия и при содействии искусственного интеллекта превратили выживших в рабов. Часть людей прячется от властей под землёй. Обитающая в подвале заброшенного супермаркета женщина (Саманта Мортон) изредка выбирается на поверхность за продуктами и необходимыми вещами и размышляет о факторах, которые привели к страшной трагедии.
Режиссёр Азиф Кападиа в первую очередь известен успешными документальными работами «Эми», «Сенна» и «Диего Марадона». Британский автор также снимает и игровое кино, но не самое громкое и удачное. «Али и Нино» — история любви азербайджанца-мусульманина и грузинки-христианки на фоне Первой мировой войны. «Нереальный север» — мелодраматический триллер с Шоном Бином и Мишель Йео о выживании в условиях Арктики. На счету постановщика даже пара эпизодов сериала «Охотник за разумом».
«2073» — самый амбициозный и неочевидный фильм в карьере Кападиа. Постапокалиптическое будущее занимает незначительное экранное время, больше режиссёра интересует пугающее настоящее. Премьера картины прошла на Венецианском фестивале. Также фильм показывали на киносмотрах в Нью-Йорке, Лондоне и Сан-Паулу. Кападиа не скрывает, что на создание «2073» режиссёра вдохновил шедевр Криса Маркера «Взлётная полоса» — жуткое, но визуально магнетическое кино о безрадостном быте парижан после третьей мировой войны.
Классическая короткометражная картина 1962 года представляет собой последовательность фотографий. Кападиа обращается к хронике конца XX и начала XXI веков. Британский автор не сомневается, что человечество впечатляющими темпами движется к катастрофе. Кто же виноват? Диктаторы, миллиардеры и беспечность населения земли, которое не замечает резко ухудшающейся экологической ситуации и неконтролируемого развития искусственного интеллекта. Кападиа приравнивает Илона Маска к Си Цзиньпину, Марка Цукерберга – к Роберто Дутерте. Жуткие кадры с убийствами наркоторговцев на улицах Манилы, издевательствами над уйгурами в «лагерях перевоспитания» в Синьцзяне и нападениями на мусульман в Индии сопровождают комментарии столь же пессимистично настроенных, как и автор, независимых журналистов. Одной из главных звёзд фильма становится обладательница Нобелевской премии филиппинка Мария Ресса, которая прямо говорит, что современная реальность напоминает сай-фай.
Если в «Черном зеркале» шоураннер Чарли Брукер предупреждает о возможных пугающих последствиях технического прогресса, то Кападиа сваливает все актуальные проблемы человечества в кучу и поддаётся панике. Привычный мир уничтожит коалиция жадных до власти богачей и алчных миллиардеров-визионеров, а добьют экологическая катастрофа и всесильный искусственный интеллект. Беды современного человека явно не ограничиваются обозначенными автором проблемами, но, видимо, стремительно уменьшающееся количество демократических стран, глобальное потепление и рост капитала в карманах богачей больше всего тревожат Кападиа. Примеры чудовищного насилия и апатичности общества режиссёр подбирает из разных уголков света. Зараза распространилась на всю землю. Документалист приводит пару десятков фактов, но подвязывает данные под известный финал в виде апокалипсиса.
Кападиа не слишком изящно обращается с материалом и всю информацию выдаёт потоком, без внятных монтажных решений. Через несколько минут после начала фильма уже легко можно понять, к чему клонит автор, но режиссёр ещё час повторяет прописные истины и утомляет дидактизмом. Фактически постапокалиптическое будущее нужно Кападиа, только чтобы шокировать публику и заставить неясным образом изменить сложившийся мировой порядок. Никаких реальных решений выхода из кризиса автор не предлагает, а лишь несколько раз вопит, что нужно что-то делать.
Кападиа легко мог ограничиться коротким метром, но решил на несколько сцен погрузить зрителей не то в мир сериала «Одни из нас», не то в киберпанк «Бегущий по лезвию 2049». У автора получается небезынтересное гибридное кино с пугающими кадрами. Однако Кападиа касается сразу нескольких комплексных вопросов слишком поверхностно, не пытается разобраться в вопросе, а хочет лишь напугать всех вокруг. Критикуя политиков-популистов, Кападиа пользуется их же риторикой. «2073» — важное публицистическое высказывание, но кино сомнительного качества.