Москино запускает ностальгический фестиваль «Кино хорошего человека», который пройдет с 10 по 17 июня. Мероприятие посвящено советскому кинематографу 70-х и 80-х, временному промежутку, именуемому эпохой застоя. Мы выбрали 5 фильмов программы, которые точно будут интересны современному зрителю.
Шестидесятилетний таксист, которого все называют не иначе как Батя, возит каждую смену и хороших людей, и подлецов, но умеет найти подход к каждому пассажиру. Однажды он, вспылив, обижает дочку-подростка и весь следующий день клянет и корит себя. Своего рода анти-«Таксист» Скорсезе, где вместо кровавого катарсиса героя ждет обед с дочерью, любимой женщиной и фронтовым другом. Великолепный Николай Крючков в главной роли (сценарий по своей же повести Владимир Кунин написал специально под него) и летняя Москва с полупустыми по нынешним меркам улицами радуют глаз. А еще здесь чудесный актерский второй план, от Олега Даля, предлагающего всем с ним выпить, до молодой Удовиченко, которую Батя спасает от потенциального насильника.
Копаясь в пыльном архиве, историк Голубков (Сергей Шакуров) делает неожиданное открытие: покончивший с собой революционер Тишков не предавал своих товарищей, переправлявших в Россию запрещенную литературу, а был оклеветан царской охранкой. Ради поисков правды ему даже разрешают поехать в Западную Германию. Однако восстановление доброго имени давно умершего человека не вызывает особого энтузиазма ни у начальства, ни у родственников погибших большевиков. Даже внук покойного Тишкова, поменявший фамилию, предпочел бы не ворошить прошлое. Действие фильма происходит сразу в двух временных пластах (в Германии и России накануне Первой мировой и в темных помещениях СССР начала 80-х), но самое интересное тут – тихая борьба за правду, вязнущая в мягком, но упорном сопротивлении большинства. Режиссер Виталий Мельников («Отпуск в сентябре», «Старший сын») создал уникальный «архивный детектив» с именно что живущими в кадре актерами.
Циничный и насмешливый телеведущий Звягин (Андрей Мягков) приезжает в провинциальный городок, чтобы разыскать некую Нину Журавлеву, написавшую на передачу письмо. Он хочет пригласить ее в прямой эфир и обсудить там, что ей нужно для счастья. Звягин встречает много ее полных тезок – но той самой Нины не находит. Зато перед ним проходит вереница замечательных женских портретов, что помогает тележурналисту избавиться от напускной черствости. А может быть, и влюбиться. Искренняя, теплая и психологически точная мелодрама была написана Анатолием Гребневым («Июльский дождь», «Дневник директора школы»), отцом Александра Миндадзе.
Драматург Ким Есенин (Михаил Ульянов), тратящий свой талант на конъюнктурную писанину, приезжает с любовницей и другом в зимний Суздаль и встречает в местном музее искусствоведа и экскурсовода Сашу (Инна Чурикова). Его попытки ухаживать за ней разбиваются о ее жестокие, но справедливые слова: он исписался, а его пьесы бесталанны. Фильм был создан по госзаказу и должен был изобличать диссидентов и эмигрантов, но получился совсем не о том. Сильная и мрачная драма Панфилова о пустоте, растущей внутри человека подобно раковой опухоли, из-за проблем с цензурой пролежала на полке до 1986 года, а на следующий год получила «Золотого медведя» в Берлине. Его супруга Чурикова сыграла у него в четвертый раз – гениально, как и всегда.
В маленьком городке происходит крушение поезда; машинист, жертвуя собой, спасает пассажиров. Приехавшего следователя (Олег Борисов) заселяют в двухместный номер гостиницы к журналисту (Анатолий Солоницын), который не питает особо нежных чувств к карательным органам. Так ли уж важно, кто герой, а кто виноватый? Весь городок, от вдовы машиниста до руководства, намекает следователю, что ему лучше закрывать дело и уезжать, но это лишь сильнее разжигает его желание докопаться до истины. В неоднозначности ответов на неудобные вопросы и кроется настоящая сила этого образцового «кино морального беспокойства». Психологическая драма в обличье детектива, созданная тандемом режиссера Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе на пике их формы, напоминает лучшие фильмы Анджея Вайды и Кшиштофа Кесьлёвского.