Скоро наступит пора подводить итоги года, а пока не посыпались финальные списки, можно успеть подсветить релизы, которые могли остаться незамеченными. Рассказываем о пяти хоррорах 2024 года с необычными визуальными решениями, запоминающимися мизансценами и смелыми заигрываниями с правилами жанра.
«Еретика» все еще можно застать в кино: неспешный триллер от студии A24 добрался до нашего проката одновременно со всем миром. В первую очередь фильм привлекает мрачной стороной британского романтичного героя Хью Гранта: с возрастом актер расширил амплуа и с каждой новой ролью удивляет публику. А вот фанаты жанра остались в смешанных чувствах: режиссеры Скотт Бек и Брайан Вудс предложили скорее не увлекательный хоррор в замкнутом пространстве, а разговорный триллер. И надо признать, что, несмотря на скромное количество действия в кадре, именно беседы действительно завораживают и заставляют ловить каждое слово, в том числе благодаря работе оператора Чон Джон-хуна, который увлекательно показывает даже простую гостиную (что уж говорить о подвале уютного домика).
Проповедники поменялись местами: две мормонки (Софи Тэтчер и Хлоя Ист) в рамках миссионерской деятельности пришли к пенсионеру-интеллектуалу мистеру Риду (Грант), чтобы обратить в свою веру. Первое впечатление быстро уходит, а обаяние мужчины становится все более пугающим.
«Сталкер», а вернее, Strange Darling стал локальным инди-хитом и претендует на статус культового хоррора этого года. В первую очередь завораживает форма — события в картине ДжейТи Моллнера показаны нелинейно. Повествование раздроблено на главы, которые в рандомном порядке демонстрируют зрителю историю преследования: мужчина с ружьем (Кайл Галлнер) гонится за девушкой в красном комбинезоне (Уилла Фицджералд). Главная интрига, может, придумана и не слишком изящно, но визуальная стилистика картины подкупает моментально: оператором ленты выступил Джованни Рибизи — тот самый брат Фиби из «Друзей». Самое время присоединиться к спору синефилов: одни считают, что фильм обогатил жанр новым подходом, другие — что вышло эффектное стилистическое упражнение и не более того. Во всяком случае «Сталкер» — точно кино запоминающиеся.
«Нежить» — еще один инди-хоррор, который задел преданных фанатов жанра за живое. В дебютном полном метре
«Кукушка» долетела до наших кинотеатров с Берлинского кинофестиваля, где фильм был показан в параллельной программе. Режиссер картины Тильман Сингер отметился по-настоящему странным и синефильским дебютом Luz, поэтому ожидания от второй картины были соответствующие. Отчасти «Кукушка» вышла куда более зрительским и компромиссным фильмом с понятной экологической повесткой. Но многие визуальные и музыкальные решения действительно впечатляют, как и работа с фактурой в кадре.
После смерти мамы Гретчен (Хантер Шафер) вынуждена вместе с новой семьей отца переехать на горный курорт в Германию. Там она устраивается работать менеджером в местный отель, которым владеет мистер Кониг (Дэн Стивенс) — работодатель отца и крайне подозрительный тип. «Кукушка», как и другие фильмы из топа, подкупает дизайном, но то и дело проседает сценарно — так что остается любить глазами.
Фильм, родившийся из строчек стихотворения, едва ли может использовать стандартный нарратив. Название и отправная точка истории the woods are lovely, dark and deep — строчка из стихотворения «Остановившись у леса снежным вечером» американского поэта Роберта Фроста. Дебютантка в режиссуре Тереза Сазерленд объединяет страх перед лесом и лавкрафтианские мотивы с внутренними переживаниями героини. Леннон (Джорджина Кэмпбелл) устроилась на работу рейнджера в национальный парк, чтобы искать заблудившихся туристов и найти того, кого сама когда-то потеряла. И если сценарный портрет героини несколько подводит, то переходы между мирами — мистическим, подсознательным и реальным — действительно выполнены изобретательно. Лента то и дело напоминает одну из лучших игр уходящего года Alan Wake 2.