Режиссер Александр Ажа хорошо известен в среде поклонников слэшеров. Француз по рождению, Ажа смог привнести в фильмы ужасов о маньяках, преследующих подростков, европейскую мизантропию и неоднозначность. А затем бросился пробовать себя в прочих поджанрах хорроров. Разбираемся, как автору мрачных лент удается снимать столь разное кино, оставаясь при этом верным жанру.
Слэшер
Вторая режиссерская работа Александра Ажа запустила американскую карьеру постановщика. Сюжет «Кровавой жатвы» стартует в традициях жанра: подруги Мари (Сесиль Де Франс) и Алекс (Майвенн) приезжают в загородный дом родителей последней, чтобы готовиться к экзаменам. Покой студенток нарушает безумец в рабочем комбинезоне, врывающийся в дом среди ночи явно не кран починить. Убийств в «Кровавой жатве» немного, но каждое выполнено натурально и с пугающими подробностями – черта, которая станет визитной карточкой практически каждого следующего фильма Ажа.
«Кровавая жатва» подмигивает десятку фильмов-вдохновителей: от «Техасской резни бензопилой» и «Последнего дома слева» до работ Марио Бавы и Дарио Ардженто. Грязная картинка, рваный монтаж, пугающие практические эффекты и дикий финальный твист – слагаемые невероятного успеха фильма Ажа на международном кинофестивале в Торонто. История об убийце из французской глуши покорила самого Уэса Крэйвена. После просмотра отец Фредди Крюгера позвонил молодому Ажа и предложил срежиссировать ремейк «У холмов есть глаза» – классического хоррора золотой эпохи слэшеров.
Эксплотейшен-хоррор
Первый англоязычный фильм Ажа выстрелил сразу и изо всех орудий. К ремейку классики Крэйвена француз подошел основательно: глобальную концепцию оставил без изменений, но расставил собственные акценты и выкрутил уровень насилия до предела. Как и в оригинале, семья Картеров едет в трейлере в Калифорнию через пустыню, где проводились ядерные испытания. После того как машина попадает явно не в случайную аварию, Картеры разбивают лагерь, но даже не догадываются, что место, выбранное для ночевки, давно во власти мутировавших под длительным воздействием радиации реднеков-каннибалов.
Александр Ажа зашел на территорию американского хоррора как к себе домой: «У холмов есть глаза» точечно отрабатывает темы темной стороны индустриализации и превращения человека в чудовище. В отличие от «Кровавой жатвы», ремейк ленты Крэйвена значительно поднабрал в бюджете и изобретательности, что, конечно, благотворно сказалось на качестве. Чета мутантов выглядит пугающе, но обезумевшие от ужаса Картеры, от безвыходности схватившиеся за оружие, дают фору жителям пустыни в кровавой схватке за существование.
Сверхъестественный хоррор
Закрепившись на голливудской земле, Ажа взялся за поджанр сверхъестественного хоррора. Герой «Зеркал», бывший полицейский Бен Карсон (Кифер Сазерленд), устраивается ночным сторожем в некогда роскошный универмаг. Теперь, после ужасного пожара, унесшего десятки жизней, магазин представляет собой мрачные запыленные руины, лишь огромные зеркала всегда остаются подозрительно чистыми.
В этой картине Александр Ажа экспериментирует с темами одержимости и заигрывает с потусторонним. Пьющий коп Карсон становится проводником злого демона и не замечает, как превращается в ужасное отражение самого себя. «Зеркала» – тоже ремейк, за основу взят корейский фильм ужасов 2003 года «Зазеркалье». Но когда Ажа взялся за режиссуру, от первоначального сценария, повторяющего оригинал, было решено отказаться в пользу совершенно новой истории. В прочтении режиссера Бен Карсон стал не просто опустившимся полицейским, допустившим когда-то ошибку, а героем, способным на искупление, пусть даже ценой собственной жизни.
Комедийный хоррор
Еще один ремейк классики хорроров из конца 70-х стал очередной кассовой удачей Ажа и новым экспериментом режиссера с поджанрами фильмов ужасов. Подводное землетрясение на озере Виктория выпускает сотни пираний в местные воды. Шериф Джули Форестер (Элизабет Шу) старается взять ситуацию под контроль и спасти тысячи отдыхающих – во время весенних каникул озеро битком набито пьяными веселящимися людьми.
Оригинальные «Пираньи» Джо Данте были откровенным подражанием «Челюстям», где ни сюжет, ни персонажи даже не пытались сделать отличными от старшего брата. Александр Ажа, очевидно, держа в памяти этот факт, снял чистокровный жанровый аттракцион. В фильме есть все отличительные черты ужасов категории B: девушки в бикини и без, пьяные подростки, порнорежиссер и очень-очень много крови. Один из героев, помощник шерифа в исполнении Винга Рэймса, устраивает пираньям апокалипсис с помощью винта от лодки, в роли взбалмошного ученого появляется Кристофер Ллойд, а звезда «Челюстей» Ричард Дрейфус умирает еще до открывающих титров. Кажется, Ажа освоил постиронию задолго до того, как это стало мейнстримом.
Темное фэнтези
«Рога» – темная лошадка в карьере Дэниела Рэдклиффа и заигрывание Ажа с поджанром темного фэнтези. Иг Перриш (Рэдклифф) обвинен в убийстве возлюбленной. Сам он причастность отрицает, но давление со стороны родителей девушки и жителей маленького городка, где разворачивается драма, доводит Перриша до запоя и богохульства. Наутро герой просыпается с парой рогов, торчащих из головы. Напуганный Перриш вскоре понимает, что рога видит лишь он, а остальные люди в присутствии парня начинают говорить только правду. С новыми способностями мужчина решает взять расследование в свои руки.
«Рога» – экранизация одноименного романа Джо Хилла (сына Стивена Кинга), примечательная по двум причинам: Александр Ажа вновь экспериментирует с новым для себя жанром, а Дэниел Рэдклифф старательно сбрасывает кожу мальчика-волшебника, и выходит у него очень убедительно. Удивительно, но со всей религиозной сатирой «Рога» больше всего похожи на комедию Кевина Смита «Догма», только с уже традиционными для Ажа оторванными конечностями и паранормальным насилием. Несмотря на благосклонное отношение Джо Хилла к экранизации, критики остались не очень довольны работой Ажа, посчитав фильм перегруженным и недостаточно умным.
Экохоррор
«Капкан» – классический экохоррор в прочтении Александра Ажа. Хейли Келлер (Кайи Скоделарио) в разгар буйства урагана Вэнди отправляется проведать отца. Обнаружив пожилого родителя в полузатопленном подвале дома, Хейли пытается помочь ему, но на пути девушки к спасению встает огромный аллигатор. Воды все больше, рептилия злее, а Хейли хоть и пловчиха, но в неравной схватке со стихией и дикой тварью находится не в выигрышном положении.
Формально аллигаторша охраняет кладку яиц, так что в «Капкане» Ажа обращается к извечному противостоянию человека и природы. А попутно выдает крепкий, насыщенный экшеном и саспенсом триллер с так любимым постановщиком кровавым членовредительством. Где-то между строк читается еще и простенькая история про отношения отцов и детей. «Капкан» стал для Александра Ажа очередным кассовым успехом (фильм почти десятикратно отбил бюджет) и вернул режиссеру пошатнувшееся после «Рогов» доверие студийных боссов.
Клаустрофобный сай-фай
Герметичные триллеры о мытарствах героя в замкнутом пространстве – обманчиво простое кино. С задачей удержать внимание зрителя в пределах маленькой капсулы и рассказать при этом комплексную историю Александр Ажа справился. Безымянная девушка (Мелани Лоран) просыпается в закрытой медицинской криокапсуле, единственный собеседник – бессердечный искусственный интеллект, который называет ее Омикрон 267 и напоминает, что кислорода осталось немного и надо что-то делать. Чтобы открыть капсулу, требуется пароль, но девушка не помнит не только комбинацию, но даже собственного имени. Среди загадок и то, как она вообще оказалась в высокотехнологичном гробу. По крупицам героиня начинает восстанавливать обрывки воспоминаний и находит пугающие ответы.
К обычной клаустрофобной истории Ажа добавил уместный сай-фай и легкую мораль – получилось вполне жизнеутверждающее кино про нехватку воздуха. А Мелани Лоран выдает невероятное исполнение, ни на секунду не позволяя зрителям оторваться от злоключений героини в тесной капсуле. «Кислород», пожалуй, самая беззлобная работа режиссера, в ней хоть и есть место скримерам, но нет ни крови, ни насилия, присущих остальным фильмам Александра Ажа, только растущее в геометрической прогрессии напряжение и неожиданно человеколюбивая развязка с нотками романтики.