В массовом сознании Александр Паль рискует остаться «тем самым гопником» из «Горько!», однако арсенал образов у актёра на самом деле куда богаче и интереснее. Ко дню рождению артиста, которому исполняется 33 года, вспоминаем 6 фильмов, способных удивить вас его перевоплощениями и яркими перформансами — от политической драмы Германа-младшего до залихватской комедии в духе картин Гая Ричи.
Главный герой в политической драме
У
Мать с сыном колесят по разбитым российским дорогам, чтобы успеть до конца дня навестить могилы всех родственников. Героиня
«День мёртвых»
Провокационный фильм
Неудачливый театральный режиссёр, вынужденный подрабатывать на съёмках порно, пытается изменить концепцию фильмов для взрослых и добавить в них глубины — новая работа
Его герой, чьё порно резко становится популярным на мировом уровне, попадает под прицел властей и начинает работать на пропаганду — в этой истории, несмотря на её злободневность, много решений и деталей было перенято из русской литературы. Сегал рисует жирными мазками классическую гоголевскую комедию, а Паль в ней оказывается типичным героем-резонёром. Не то чтобы это требовало такого мастерства, как в «Дне мёртвых» и «Верности», но всё-таки есть в способности артиста исполнять чисто жанровые роли что-то волшебное.
Режиссёрская проба пера
Для Паля, уроженца Челябинска, кажется, нет ничего проще, чем сыграть отчаянного провинциала в поисках денег. Его герой из «Всё и сразу», например, объединяется с товарищами, чтобы совершить ограбление века, и в этой залихватской криминальной трагикомедии Романа Каримова у него, к слову, самая незавидная судьба: Паль вновь играет жертву обстоятельств, вечно сомневающегося в себе и людях одиночку, обречённого на терзания совести. Если поначалу это кино напоминает ранние работы
Главный герой в политической драме Алексея Германа-младшего — профессор и специалист по литературе Серебряного века Давид Гурамович (Мераб Нинидзе), который выложил у себя в Facebook карикатуру на мэра, сношающегося со страусом, и стремительно попал в немилость власти. Теперь он под домашним арестом — медленно чахнет в своей пыльной квартире и пытается всем доказать, что ещё может дать бой нерадивым чиновникам.
У Паля здесь маленькая, но пронзительная роль: он играет участкового, изредка посещающего Давида и то и дело предлагающего ему сделки со следствием. Понимая абсурд системы, которой он служит, полицейский тем не менее остаётся ей верен и предпочитает правде компромисс, а совести — молчание. И всё-таки в этой истории он не злодей: в глазах участкового нетрудно заметить простое народное бессилие, усталость от вечных оправданий и собственной безучастности. В некотором смысле персонаж, пожалуй, даже трагичнее, чем у Нинидзе, — если профессор оказывается пленником квартиры, то герой Паля становится заложником собственного разума.
Мать с сыном колесят по разбитым российским дорогам, чтобы успеть до конца дня навестить могилы всех родственников. Героиня Агриппины Стекловой — хранительница домашнего очага, защитница «самых честных правил» и многовековых традиций, которые нужны, кажется, одной лишь ей. Персонаж Александра Паля — вечный циник, смотрящий на прошлое своего фамильного древа не с пиететом, а с подростковым отторжением, трикстер, провоцирующий самые острые споры в их спонтанном путешествии.
«День мёртвых» Виктора Рыжакова, опытного театрального постановщика, ближе к традиции большой сцены, чем кино: много длинных дублей, ещё больше актёрских импровизаций и творческой свободы. Возможно, поэтому в роли Паля так много знакомых черт из прошлых его работ. Циничная ухмылка, злость, скрываемая иронией, и простые, не по-киношному житейские интонации в голосе, из-за которых артиста часто сравнивают с Бодровым — в «Дне мёртвых» у Александра, без сомнений, роль ультимативная, и уже это делает её особенной.
Провокационный фильм Нигины Сайфуллаевой вновь подтверждает сложившуюся закономерность — потерянные и одинокие герои Паля ничуть не хуже смотрятся на вторых планах, чем на первых. В «Верности» режиссёрке куда интереснее всматриваться в свою героиню Лену (Евгения Громова), застрявшую в глубоком личностном кризисе, нежели в её мужа Сергея. В рамках сюжета он зауряднее, проще, понятнее в конце концов, и потому существует словно в фоновом режиме. Но для артиста-харизматика, каким Паль и является, уйти в тень, возможно, даже сложнее, чем из неё выйти. Сыграть экстравагантного бунтаря из «Тряпичного союза» — мастерство, исполнить обычного мужчину из «Верности» — настоящий талант.
Неудачливый театральный режиссёр, вынужденный подрабатывать на съёмках порно, пытается изменить концепцию фильмов для взрослых и добавить в них глубины — новая работа Михаила Сегала балансирует на грани между безумным фарсом и политической комедией о художнике в России наших дней. И в то же время Паль, который наотрез отказывается играть в злободневном кино (оно, дескать, быстрее «выдыхается»), воплотил здесь именно что вневременной, вечно актуальный образ.
Его герой, чьё порно резко становится популярным на мировом уровне, попадает под прицел властей и начинает работать на пропаганду — в этой истории, несмотря на её злободневность, много решений и деталей было перенято из русской литературы. Сегал рисует жирными мазками классическую гоголевскую комедию, а Паль в ней оказывается типичным героем-резонёром. Не то чтобы это требовало такого мастерства, как в «Дне мёртвых» и «Верности», но всё-таки есть в способности артиста исполнять чисто жанровые роли что-то волшебное.
Режиссёрская проба пера Петра Фёдорова — кино без диалогов, но с закадровым текстом. Диктор советской передачи рассказывает о механизмах работы электрического тока, а в это время на экране сменяются сцены жизни двух возлюбленных. Стилистику любительского фильма, будто бы снятого самой парочкой, подчёркивает и манера игры Паля: обыденная, работающая не на камеру, а на самого себя, как будто и нет рядом никакого следящего объектива. Естественность, проявляющаяся у артиста в самых неожиданных работах (от «Горько!» до «Верности»), тут достигает предельно реалистических масштабов — не ясно, живёт в свете прожекторов Паль или играет, но его существование на экране заряжает, подобно электрическому току из дебюта Фёдорова, сплошными противоречивыми эмоциями.
Для Паля, уроженца Челябинска, кажется, нет ничего проще, чем сыграть отчаянного провинциала в поисках денег. Его герой из «Всё и сразу», например, объединяется с товарищами, чтобы совершить ограбление века, и в этой залихватской криминальной трагикомедии Романа Каримова у него, к слову, самая незавидная судьба: Паль вновь играет жертву обстоятельств, вечно сомневающегося в себе и людях одиночку, обречённого на терзания совести. Если поначалу это кино напоминает ранние работы Гая Ричи, то завершается оно как самая что ни на есть депрессивная драма о невозможности чуда и обречённости маленьких людей. Если уж кому-то и суждено из раза в раз исполнять роль человека непростой судьбы, то точно Палю — его фактура сама по себе подразумевает второе дно в характерах героев.