Хэллоуин — традиционная пора для пересмотра классических хоррор-франшиз: «Кошмар на улице Вязов», «Пила» или «Пятница, 13». Однако в мире анимационного кино также найдется пара достойных картин, способных вызвать приступы аритмии не только у детей, но и у взрослых зрителей, — о них сегодня и поговорим.
Собрали шесть самых жутких мультфильмов для просмотра в ночь с 31 октября на 1 ноября.
Среди зрителей до сих пор ведутся споры о том, к какому же дню на самом деле приурочена знаменитая кукольная анимация Генри Селика и Тима Бертона, к Хэллоуину или Рождеству? На самом деле «Кошмар» — абсолютно беспроигрышный вариант для обоих праздников. В своей легендарной ленте Селик объединил две, казалось бы, абсолютно контрастные атмосферы, символы мистицизма и христианства, искреннюю веру в чудеса и жуткий страх перед монстрами из-под кровати. Отдельного упоминания заслуживает потрясающий саундтрек, написанный композитором Дэнни Эльфманом, который также озвучил вокальные партии Джека Скеллингтона и ряда других персонажей.
Еще одна легендарная работа Генри Селика, снятая по мотивам одноименного произведения Нила Геймана. Как и большинство мультфильмов Pixar («Коралина» была создана студией Laika), эта анимационная лента существует на принципе интертекстуальности — проще говоря, смысловая нагрузка сюжета во многом зависит от возраста самого зрителя. И если для детей «Коралина в Стране кошмаров» — это сказка о девочке, которая случайно нашла секретный вход в параллельную вселенную, то для взрослых история главной героини — это исповедь отчаявшегося ребенка, оставшегося без внимания и любви родителей. Коралина создает иллюзорный мир, где кому-то нужна, ей всегда рады, и постепенно отдаляется от серой реальности с вечно занятыми взрослыми. Увы, цена за вечный эскапизм бывает слишком высока, и, к счастью, девочка это вовремя понимает.
Аккурат к 31 октября на стриминговой платформе Netflix выходит новый мультфильм Генри Селика, получивший название «Уэнделл и Уайлд» — идеальный вариант для тех, кто соскучился по творчеству мастера кукольной анимации. Стоит отметить, что «Уэнделл и Уайлд» стал первым фильмом режиссера за последние 12 лет. Сюжет разворачивается вокруг двух братьев-демонов, Уэнделла и Уайлда Сандерсов. По мере развития событий они вынужденно вступают в схватку с монахиней, которая занимается экзорцизмом. В проведении сеансов служительнице Бога помогает пара подростков-готов. Примечательно, что в разработке сценария мультфильма принимал участие оскароносный Джордан Пил, он же озвучил одного из братьев Сандерс. В одном из интервью Пил назвал мультфильм «настоящим творческим взрывом» — остается лишь надеяться на то, что эти слова найдут отклик у зрителей.
Дом с привидениями — классическая декорация для каждого второго фильма ужасов, которая тем не менее довольно редко встречается в анимации. В картине Гила Кинана особняк становится своего рода метафорой бессознательных детских страхов, а жуткая история о призраках имеет вполне себе рациональную психологическую подоплеку. Действие разворачивается вокруг трех подростков, которые пытаются защитить свой район в канун Хэллоуина. Проблема в том, что заколдованный дом, тихо стоящий посреди улицы, способен поглотить любого, кто рискнет переступить порог. Оказавшись лицом к лицу со смертельной опасностью, герои, как это часто бывает в детстве, сакраментально сближаются и даже находят в себе силы на вполне взрослые решения. В этом плане «Дом-монстр» тяготеет к лучшим экранизациями прозы Стивена Кинга, однако, увы, их величия так и не достигает.
Малоизвестная французская антология Fear(s) of the Dark — это сочетание 2D- и 3D-анимации, каждый отдельный сюжет которой посвящен темам страха, депривации, травмы или паранойи. В создании мультфильма участвовали европейские художники-граффитисты, известные и не очень. В этом плане антология чем-то напоминает «Любовь, смерть и роботы» от Netflix с одной лишь поправкой: благодаря черно-белой палитре и сюрреалистичной рисовке «Страх(и)» действительно способны вселить ужас в зрителей, а потом еще несколько дней сниться в ночных кошмарах. В антологии собраны истории о людях-жуках, японских захоронениях с привидениями и даже крокодилах — в общем, все оттенки триггера для самых искушенных.
Основанный на одноименном романе Рэя Брэдбери мультфильм «Канун всех святых» повествует о группе детей, которые отправляются в путешествие во времени, чтобы спасти душу своего друга. По ходу дела главные герои знакомятся с основными элементами мифологии Хэллоуина — тыквами, демонами, ведьмами, вампирами и даже мумиями. Помимо основных традиций праздника мультфильм педалирует такую непопулярную для современной анимации тему, как смерть, и делает это далеко не так сентиментально, как пиксаровская «Тайна Коко». Кроме того, оригинальный текст Брэдбери дарит «Кануну всех святых» эфемерное ощущение ностальгии по собственному детству.