Год только начался, а фанатам экшена уже есть чем порадовать соскучившиеся по дракам, взрывам и погоням глаза. Собрали великолепную шестерку боевиков, чей внутренний огонь пришелся по вкусу даже самым взыскательным фанатам неубиваемого жанра.
Давно ставший иконой жанра Джейсон Стетхэм объединился с другим не менее известным апологетом экшена Дэвидом Эйером, и на свет появился один из лучших боевиков начала года с самым нелепым названием. Абсурднее тайного Общества пчеловодов, стоящего за спинами американских правителей и контролирующего безопасность страны, может быть разве что секретная организация фокусников из «Иллюзии обмана». Только фокусники не умеют убивать противников банкой меда, а Стетхэм такими глупыми ограничениями не скован. Его герой – скрытный бортник-молчун Адам Клей – когда-то верой и правдой служил государственной безопасности, но вышел на пенсию и стал пчеловодом в прямом смысле.
Однажды соседку и единственную подругу Клея Элоиз Паркер (Филисия Рашад), милую, но доверчивую учительницу-пенсионерку, обводят вокруг пальца телефонные мошенники. Женщина теряет все личные сбережение и два миллиона долларов из пенсионного фонда, который ей доверили коллеги. Клей находит бездыханное тело соседки, не выдержавшей горя, и моментально применяет все навыки, приобретенные за долгие годы службы, чтобы вычислить и покарать негодяев. «Пчеловод», пропитанный порохом, кровью и медом, – стопроцентный боевик с Джейсоном Стетхэмом: глупый, яростный, гротескно жестокий. Но, пожалуй, впервые за долгое время в обычной экшен-формуле появился новый ингредиент: самоирония. Именно способность Эйера и Стетхэма смеяться над собой делает «Пчеловода» отличным развлечением.
Бывший боксер Самир (Нассим Си Ахмед), выйдя на свободу после тюремного срока за торговлю наркотиками, пытается завязать, но у бывших коллег по нелегальному бизнесу другие планы. Во время нападения наркоторговцев Самир убивает одного из мужчин и вынужденно покидает родную Францию. Боксера-беглеца принимает дружелюбный Таиланд, где тот обустраивает быт и обзаводится семьей. Пять лет спустя прошлое все же настигает парня, и, когда бандиты окончательно уничтожают планы на счастливую жизнь, Самир бросается в неоновую грязь преступного мира в поисках мести.
Ксавье Жанс – один из режиссеров, стоявших у истоков Нового французского экстрима – направления в кинематографе, которому были свойственны реализм, ультранасилие, откровенные темы и социальный комментарий, вплетенный в объективно эксплуатационные сюжеты. В «Чужаке» Жанс не изменяет себе, выгодно соединяя выработанное годами умение шокирующе демонстрировать человеческие внутренности с современным азиатским ураганным боевиком, переизобретенным Гаретом Эвансом еще в «Рейде». Социальная составляющая в новом фильме Жанса тоже присутствует, ограничиваясь, впрочем, легким порицанием коррупции, антигуманности властных структур и банальностями про безысходность мести. Но все это лишь необязательный фон для абсурдно кровавых разборок Самира с бандитами во мраке бангкокских подворотен.
«Охотники с пустоши» – свежая работа корейского Стетхэма, Ма Дон-сока, где актер в очередной раз примеряет образ спокойного, непробиваемого, грубого и немного уставшего, но честного и добродушного Мужика. В «Охотниках» его имя Нам-сан, и по профессии он кто-то средний между охотником и мясником. Место действия – Сеул недалекого будущего, три года назад разрушенный до основания ужасным землетрясением. Люди в руинах ведут традиционную постапокалиптическую жизнь: дичают, охотятся на мутировавших тварей и разводят антисанитарию. Но ходят слухи, что где-то в разоренном городе стоит здание, в котором еще сохранились блага цивилизации вроде душа и центрального отопления. Туда-то однажды и забирают девушку по имени Су-на (Но Джон-и), возлюбленную друга Нам-сана. Предчувствуя неладное, Нам-сан собирает небольшой отряд и отправляется наводить порядок.
Режиссером «Охотников с пустоши» выступил бывший каскадер Хо Мён-хэн. И, как и в других случаях, когда за постановку боевиков брались мастера каскадерского цеха, все, что касается экшена, в фильме выполнено на достойном развлекательном уровне. Ракурсы, длинные планы и оправданная жестокость в определенных сценах говорят о том, что Хо Мён-хэн отлично знает свое дело. Плюс харизма Ма Дон-сока, способного одними бровями отправить соперников в нокаут. Сюжетно «Охотники», конечно, выступают без изысков, но такие условности, как логика действий персонажей и бесхитростность истории, отступают на второй план, когда на Нам-сама несется толпа обезумевших зомби, а в его руках появляется дробовик.
Джон Ву, по уважительным причинам отсутствовавший в Голливуде больше 20 лет, вернулся, чтобы стряхнуть пыль с хорошо знакомого жанра. Не обошлось, впрочем, без авторского почерка: «Немая ярость» полностью соответствует названию и напрочь лишена диалогов. Полтора часа Юэль Киннаман страдает, мычит, хрипит и бьется за право отомстить в оглушающем безмолвии бандитского Лос-Анджелеса. Случайная пуля лишает рабочего Брайана сына, а после непродолжительной погони за бандитами ослепленный горем отец получает ранение горла и теряет еще и голос. Год спустя, так и не оправившись от трагедии, Брайан выходит на тропу войны в поисках преступников, которых не в силах покарать традиционное правосудие.
«Немая ярость» – подчеркнуто старомодный боевик, ничуть не стесняющийся этого. Джон Ву прибегает к тем же приемам, что и 20 лет назад, и делает это умело и ловко, затыкая за пояс многих современных постановщиков экшена. Местами может показаться, что картина слишком уж яростно подчиняется генеральной «молчаливой» линии, но Ву настолько филигранно собирает историю вокруг немоты главного героя, что все претензии отпадают сами собой. А когда дело доходит до экшен-сцен, в памяти всплывают лучшие работы мастера: «Наемный убийца», «Круто сваренные» и «Без лица». Но Ву и не думает стоять на месте и старается разнообразить классические перестрелки 90-х достижениями современности – осязаемыми драками в замкнутом пространстве и сценами, снятыми одним кадром. Такое сочетание мудрости и новизны в «Немой ярости» оставляет крайне положительное впечатление после просмотра – будто слушаешь старую добрую историю дедушки, но в формате подкаста.
Пока спин-офф «Джона Уика» с аналогичным названием отложен на 2025 год, режиссер Ли Чхун-хён выпустил историю мести в неоновых тонах. В «Балерине» поклонники боевиков смогут найти все, что так полюбилось за последние несколько лет эволюции жанра: стремительные перестрелки, переходящие в кровавый и изобретательный рукопашный бой, ярких, запоминающихся персонажей и модернизированный сюжет про месть за близких.
Балерина Мин Хи (Пак Ю-рим) и бывшая телохранительница Ок Джу (Чон Джон-со) с детства не разлей вода. Ок Джу всегда готова прийти на выручку подруге, но однажды просто не успевает спасти ее и возвращается к мертвому телу и записке «Отомсти за меня». Недолго думая Ок Джу отправляется в ночь в поисках обидчиков Мин Хи. В деле оказываются замешаны местные банды, причастные к торговле людьми, совершенно не желающие просто так выдавать Ок Джу одного из своих лидеров. Девушка проносится кровавым ураганом по криминальному подполью, оставляя после себя лишь трупы.
«Чарли-Пуля» – вольная экранизация романа Виктора Гишлера Gun Monkeys. Главный герой ленты киллер Чарли Свифт (нестареющий Пирс Броснан) переживает нападение противоборствующего мафиозного клана на команду своего работодателя Стэна (Джеймс Каан). Движимый местью Чарли решает покарать обидчиков. Режиссером «Чарли-Пули» выступил Филипп Нойс, тот самый, что снял «Слепую ярость» с Рутгером Хауэром и «Игры патриотов» с Харрисоном Фордом, поэтому за насыщенный экшен и цепляющее саспенсом действие можно не переживать.
Пирс Броснан (разменявший, между прочим, восьмой десяток) все так же харизматичен, улыбчив и легко справляется с любым оружием и превосходящим количеством противников. А Джеймс Каан, для которого роль босса мафии Стэна, к сожалению, стала последней, уверенно держит планку в роли старомодного главаря преступной группировки. Роман Виктора Гишлера предполагает наряду с насыщенным стрельбой и погонями действием еще и юмористическую составляющую. За нее отвечает прекрасная Морена Баккарин, играющая Марси – жену некогда убитого Чарли мафиози, ставшую неожиданной союзницей киллера. Дуэт Баккарин и Броснана добавляет фильму Нойса еще одно измерение, временами превращая криминальный боевик во вполне себе бадди-муви в духе «Смертельного оружия».