
Пресный блокбастер с Александром Петровым и Виктором Добронравовым о подвиге на дне океана.
В Гренландском море на 83-й день плавания пропадает атомоход «Атаман Ермак». Командовал судном капитан первого ранга Александр Воронин (Виктор Добронравов). Руководители Военно-морского флота страны отправляют на поиски лодку специального назначения. Вместе с командиром — капитаном второго ранга Виктором Ворониным (Александр Петров) — на борту оказывается контр-адмирал (Алексей Гуськов), который нужен только для критики всех решений молодого моряка. Вдали от Североморска лодка сталкивается с гигантским осьминогом. Возможно, из-за чудища беда стряслась с «Атаманом Ермаком».
Идея морского блокбастера пришла в голову уроженцу Северодвинска Алексею Сидорову, режиссёру фильмов «Т-34» и «Чемпион мира». Изначально автор и должен был поставить «Кракена», но в итоге проект перешёл в руки Николая Лебедева, столь же опытного и проверенного мастера зрительского кино. Режиссёр в 1990-е снял один из первых и достойнейших отечественных хорроров «Змеиный источник», но сегодня больше известен по спортивной драме «Легенда № 17» и приключенческому «Экипажу». В «Кракене» Данилу Козловского в главной роли уже не снять, но на помощь приходит Александр Петров. У актёра год получается насыщенный: в прокате уже была криминальная комедия «Василий», а совсем скоро на больших экранах появится военная драма «Почтарь». И это программа-минимум. Наверняка осенью мы ещё увидим Петрова в кино.
«Кракен» выглядел сомнительно ещё после появления трейлера. Компьютерная графика — действительно слабое место фильма. Морское чудовище не показывают целиком, большую часть экранного времени зрители видят только гигантские щупальца, ближе к финалу в кадре появляется глаз. Ни о каком отечественном кайдзю-фильме речи, увы, не идёт, а жаль. Всерьёз к сражению гигантского моллюска и доблестных отечественных подводников относиться невозможно, но в «Кракене» нет ни единой шутки. Это героическое кино с фантастическим элементом. Зачем блокбастеру вообще нужен монстр, к тому же невнятно нарисованный, непонятно. «Атаман Ермак» мог застрять во льдах или подорваться на мине — сюжет фильма никак бы не изменился: экипаж одной лодки, рискуя жизнью, отправляется спасать товарищей с другого судна.
Смехотворным чудовищем беды «Кракена» не заканчиваются. Видимо, авторы прекрасно понимали, что экшену в истории об отечественных подводниках взяться неоткуда, поэтому для начала монструозный осьминог стирает с лица земли международную геологическую станцию и крушит норвежскую нефтяную вышку. Не исключено, что создателям нравится наблюдать за страданиями иностранцев, но даже сцены уничтожения вражеских построек сняты скупо и без драйва. Парочка иностранных геологов (Антон Риваль и Диана Пожарская) всё-таки спасается и оказывается на лодке Виктора Воронина, но только чтобы поражаться мужеству российских моряков. Других функций у зарубежных учёных нет. Также прикладным выглядит персонаж Гуськова, который половину фильма бурчит и ворчит, а затем проникается героизмом Виктора и уверяет, что капитаном второго ранга гордился бы трагически погибший отец-подводник. Все эти конфликты и второстепенные линии призваны только увеличить хронометраж.
Компьютерная графика низкого качества и средний бюджет напрямую сказываются на качестве фильма. Где-то в море кракен трясёт щупальцами и периодически задевает судно. В результате внешней угрозы подводники падают с ног, кричат о пробоинах и неработающих приборах. Это две параллельные реальности: кракен сам по себе, моряки отдельно. В единую картину реалистичные съёмки и CGI не складываются. С подобным уровнем графики «Кракен» мог бы получиться смешным, если бы авторы хотели сделать трэш-кино. Но нет, почему-то в героический блокбастер врывается забавный осьминог, два жанра совершенно не склеиваются, а экранное время тянется мучительно медленно, да ещё и под патетическую музыку.
В «Кракене» находится парочка напряжённых сцен во второй половине картины, но итог предсказуем с первых кадров. Монстр гордо вынесен в заголовок, но за чудовище даже обидно. Мирно спавшего сотни лет в котловине Нансена кракена потревожили ради копеечного сюжета. И зрители, и глубоководный зверь могут мирно спать дальше. Пока в российском кино так и не научились снимать зрелищное кино с монстрами и солидными спецэффектами. С голливудскими блокбастерами вроде «Мира Юрского периода» или «Конг: Остров черепа» «Кракена» лучше не сравнивать.