На платформе Premier вышел сериал «Вне себя» — изобретательная трагикомедия о мужчине, который видит призраков жены и её любовника. Чтобы избавиться от надоедливых фантомов (те не дают ему обустроить личную жизнь и вечно мешают на работе), он должен найти убийц и освободиться от вечного комплекса вины. По этому поводу вспоминаем новые удивительные, смешные и жуткие сериалы, где привидениям отведено особое место в сюжете: от ситкомов о сожительстве с потусторонними силами до манипулятивных реалити-шоу.
Дмитрий (одна из лучших ролей в карьере Евгения Стычкина) пытается наладить жизнь после трагической смерти жены (Елена Лядова) и её любовника (усатого Евгения Цыганова). Фантомы прошлого буквально не отпускают героя: по утрам рядом с мужчиной маячит призрак Марины, а вечерами на горизонте появляется токсичный Игорь. Чтобы не сойти с ума и избавиться от духов, Дмитрию предстоит найти их настоящего убийцу. «Вне себя» — сериал вовсе не о привидениях, а о бремени вины. Стоит какому-то знакомому погибнуть, как персонаж Стычкина принимает его смерть на свой счёт и помимо жены с любовником начинает видеть очередного бедолагу, чью жизнь он бы мог спасти. Призраки здесь, как нетрудно догадаться, забавная метафора закомплексованности и травмированности Дмитрия — если уж чему-то эта трагикомедия к финалу и научит, так это очередной житейской морали о том, как важно отпускать прошлое. В XXI веке привидений изгоняют не обрядами, а психотерапией.
Американская версия британской чёрной комедии, повествующая о парочке, которая въехала в особняк с привидениями. У семейства, разумеется, свои виды на старый дом: не заметив местных фантомов, они уже вовсю собираются открыть здесь гостиницу и переоборудовать комнаты. Но этим планам не суждено сбыться: Саманта попадает в больницу, а вернувшись, начинает видеть всех призрачных обитателей особняка. Теперь, чтобы сохранить мир в доме, ей предстоит учесть интересы не только мужа-самодура, но и мертвецов. «Призраки» — классический ситком о паранормальном: здесь куча шуток о загробном мире, разнице менталитетов (среди фантомов, ставших заложниками четырёх стен, есть как викинги, так и хиппи) и личных границах. Разумеется, комедия о непростой жизни с привидениями по итогу оборачивается ещё и историей о превратностях семейного быта: порой инфантильный партнёр может оказаться хуже всяких призраков.
Семейка переезжает в старый особняк, надеясь начать новую жизнь, но сталкивается с его грозным обитателем: призраком, докучающим новоселам по ночам. «Кентервильское привидение» — адаптация знаменитой прозы Оскара Уайльда, и без того, скажем прямо, не самого жуткого произведения о потусторонних силах. Подхватывая комичный вайб старомодного первоисточника, этот мини-сериал и сам выглядит как шоу конца 90-х: говорящие мыши, нелепая компьютерная графика, наивная семейная драма — идеальные четыре часа для просмотра в кругу близких. Если в мрачных коридорчиках и скрывается монстр, то умилительно безобидный, а проклятие, которое висит над домом, легко развеется любовью родных людей: посредственно, но обезоруживающе наивно.
У Майка Флэнегана призраки, как водится, всегда символизируют собой какую-то человеческую трагедию: утрату, страхи, комплексы и одиночество. «Усадьба Блай» в этом смысле не только концептуальное, но и логическое продолжение «Дома на холме», жуткого хоррор-альманаха о том, как перед лицом ужаса семья может вновь стать единым целым. Только теперь проза самого Флэнегана рифмуется с литературной традицией Генри Джеймса: больше готики, мистики и разбитых сердец героев. За этот мелодраматизм, неожиданно нагрянувший в новой части франшизы, автора критиковали не раз, но «Усадьба Блай», при всем своем несовершенстве, в финале как раз и очаровывает нежной историей любви. Пройдут годы, сменится несколько поколений, а чувства, которые воспевают создатели, по-прежнему останутся движущей силой всего человечества — мысль пафосная, но, что уж поделаешь, в пределах сериала подтверждается она неоднократно.
Первый египетский сериал Netflix — красочный альманах о столкновении со сверхъестественными силами в шести эпизодах. Связующее звено — доктор Рефат, которому предстоит пройти путь от циничного скептика до знатока и исследователя паранормального. Хотя каждая серия здесь удивляет по-своему (в одной появится мумия, в другой — демоны), в числе центральных образов неизменно остаётся дух маленькой девочки, преследующей героя, — в детстве Рефат был в неё влюблён, а сейчас братья и доктора подвергают сомнению само существование Шираз. «Паранормальные явления», с одной стороны, идут напролом, заваливая зрителя национальными мифами и легендами. С другой — в сезон мрачных мистических дорам («Зов ада») и выдохшихся американских хоррор-сериалов что-то лучше, чем египетские «Секретные материалы», мы вряд ли найдём.
На Netflix вышел, страшно представить, уже третий сезон реалити-шоу «Воочию», повествующего о невыдуманных встречах людей с призраками и другой жуткой паранормальщиной. В одной серии мальчик рассказывает о своём контакте с духами через шкатулку, а в другой семейка перебирается в проклятый старый дом — в основе жанра, очевидно, лежат манипуляции со зрительским восприятием, но новые эпизоды «Воочию» умудряются лавировать на тонкой грани между откровенным шарлатанством и мастерским саспенсом. Возможно, дело ещё и в том, что документальные кадры интервью сменяют постановочные: режиссёры воспроизводят рассказанные события в лучших традициях хоррора, и даже скептически настроенный зритель, сам того не замечая, во время просмотра уже нервно оглядывается по сторонам.