Для многих вечер 19 января запомнится трагической смертью любимца французского кино. Гаспар Ульель скончался в возрасте 37 лет из-за серьезной травмы, полученной на горнолыжном курорте. Актер начал сниматься еще в конце 1990-х — начале 2000-х годов, но закрепил свой успех в 20 лет, сыграв любовника Одри Тоту в фильме Жан-Пьера Жене «Долгая помолвка». Его непревзойденный талант и ангельское лицо были атрибутами блестящей карьеры. Нет надобности говорить о том, сколь многое Ульель еще не успел сделать. Гораздо важнее помнить, какой след оставил после себя один из главных актеров своей эпохи.
Первая серьезная роль Гаспара Ульеля положила начало его карьере и принесла награду «Самый многообещающий актер» на церемонии вручения премии «Сезар». В «Долгой помолвке» Жан-Пьер Жене воссоединяется со своей Амели, и Одри Тоту без труда несет картину на своих стройных плечах. Но для актера, которого еще мало кто знает, это стало возможностью посотрудничать с самыми видными фигурами французского кинематографа. Ульель органично вписывается в эпоху Первой мировой войны, где во французских окопах исчезают последние крупицы веры в лучшее. Жене в соответствии со своим стилем сочетает безупречную красоту с мрачной стороной жизни, а бессмертная любовь героев Одри и Гаспара оказывается необходимой надеждой человечеству, погрязшему в отчаянии.
История самого знаменитого маньяка уже несколько раз просачивалась на экраны кино, но звание самого противоречивого фильма о докторе Лекторе, пожалуй, получает «Ганнибал: Восхождение». Критикам не полюбилась попытка Питера Веббера рассказать о становлении Ганнибала и причинах его жажды крови. Большинство попросту не поняли, для чего снимать флер загадочности с устрашающего психиатра. Впрочем, именно эта роль помогла Гаспару Ульелю попробовать себя в совершенно новом ключе и продемонстрировать диапазон мастерства. Молодому французу было необходимо показать на экране не зло во плоти, а постепенное становление чудовища, от одной ухмылки которого становится не по себе. Не будет преувеличением сказать, что актеру как нельзя лучше удалось вжиться в роль и привнести нечто свое в культовый образ.
Какое-то время казалось, что Гаспар Ульель исчез из кинопространства. Но 2014 год ознаменовал его возвращение на экраны и вернул на вершину плеяды подающих надежды актеров. В нетипичном биографическом фильме Бертрана Бонелло Ульелю посчастливилось сыграть легендарного Ива Сен-Лорана, умершего в 2008 году. Актеру удалось запечатлеть едва уловимую ауру модельера: в какой-то момент уже сложно понять, где заканчивается Ульель и начинается Сен-Лоран. Портрет сложного художника, чье поведение варьировалось от обаятельного души компании до невротического отшельника, навсегда закрепился на экране в первую очередь именно благодаря мастерству Гаспара.
В своем шестом фильме Ксавье Долан использует привычные его кинематографу элементы: главный герой гомосексуал, семейные конфликты и сдерживаемое напряжение между отцом и матерью. Удивительно, как точно Гаспар Ульель вписывается в режиссерское видение. Едва ли можно представить другого актера в роли писателя Луи, вернувшегося в родительский дом и оказавшегося в подобии театральной постановки. Долан выстраивает поистине клаустрофобическую ленту, где превалирует крупный план и угнетающие диалоги. Камера задерживается на фактурном лице Ульеля, который одним лишь взглядом передает глубоко спрятанный надлом и немую боль.
В картине Бенуа Жако, кажется, есть главные детали для того, чтобы создать незабываемый эротический триллер, а именно Изабель Юппер и Гаспар Ульель. К сожалению, «Еве» не суждено было снискать любовь критиков, но экранная страсть заставляет внимательно следить за происходящим. Ульель здесь раскрывается с новой стороны: его хладнокровная и порой тревожная игра держит сюжет в напряжении до самого финала. Ярость, проскальзывающая на лице, снова и снова убеждает всех, что нет другого такого актера, который смог бы передать эту нервирующую красоту одержимого писателя.
Третий полнометражный фильм Пьера Шоллера представляет собой масштабное исследование столь ключевого для мировой истории события, как Французская революция. Зритель переносится в водоворот решающих моментов, где Гаспар Ульель среди криков сплочения предстает символом маленького человека с надеждами на перемены. Пока страницы прошлого оживают на экране, актер в очередной раз доказывает всем, что ему под силу взять вверх над любыми жанрами, будь то маленькие независимые фильмы или же эпические драмы о судьбе родной страны.