У криминальной истории почти всегда случаются неожиданные кульминация и развязка, но не обязательно с раскрытием преступления и завершением дела. Кино активно пользуется ситуацией неразгаданного преступления, чтобы сообщить нам о непознаваемой реальности, относительности истины и иной раз – непреодолимости зла. Нераскрытые дела и непостижимые тайны в 7 ярких фильмах с детективным сюжетом, которые переворачивают жанр.
В преступной активности Зодиака мы найдем множество подводных камней, но Дэвид Финчер решил остановиться на главном – неустановленной личности убийцы, которого не могут идентифицировать уже более 50 лет. «Зодиак» – трехчасовой детектив о бесплодных поисках маньяка, в котором кульминация и развязка не дают радостных результатов. Газетный карикатурист (Джейк Джилленхол) тратит 13 лет, кладет свое здравомыслие и семейную жизнь, чтобы выйти на калифорнийского убийцу, но тщетно. В этом закрученном расследовании Финчер показывает, как пропорционально неуловимости тайны растет азарт к ее раскрытию, особенно если речь идет об одном из самых загадочных убийц в американской истории. И сам процесс, как видится, превалирует над конечным результатом.
Наряду с «Олдбоем» детективный триллер Пон Джун Хо стал флагманом южнокорейского кино в начале нулевых. Неумелые, но увлеченные делом полицейские пытаются выследить серийного убийцу, который терроризировал маленький городок с 1986-го по 1991 год. Безрассудство, коррупция и бесконечная череда бюрократических проблем превращают поиск маньяка в не решаемую задачу – по вине, собственно, самих служащих. «Воспоминания об убийстве» – восточная притча о непознаваемой и неуловимой реальности, в которой есть ироничный жанровый излом: сельские нагловатые сыщики топчутся на месте и, что бы они ни делали, попадают в цугцванг. Впрочем, такой расклад дел убеждает в том, что с парадоксами и неразрешимыми вопросами жизни лучше мириться – авось по какому-нибудь недоразумению космических стихий все разрешится само. Масла в огонь подливает факт, что перед нами реальная история, а подлинного маньяка найти все же удалось (после выхода картины) – правда, тот уже отбывает пожизненное наказание за другое преступление.
Убийца Джек Потрошитель – один из символов викторианской эпохи — обрел новую жизнь в экранизации комикса Алана Мура. Джонни Депп сыграл Фредерика Абберлайна – реального человека, расследовавшего убийства Потрошителя, нередко полагаясь на экстрасенсорные видения. «Из ада» – история неразгаданных преступлений, где в орбиту кровавых деяний Потрошителя вписаны и масонские круги, и даже члены королевской семьи. Фильм представляет свою версию того, почему зверские убийства так и не были раскрыты: как раз из-за принадлежности маньяка к высшему обществу. Довольно интересное допущение.
История помнит ужасные события в Тексаркане 1946 года, когда не пойманный серийный убийца терроризировал людей в припаркованных автомобилях и даже в домах, а затем благополучно скрылся (вполне себе предшественник Зодиака). «Город, который боялся заката» – слэшер родом из 70-х, реконструирующий кошмарные события тех дней. В угоду художественному вымыслу авторы поступать не стали – месседж ленты прямолинейно выведен в слогане, который гласит: «Убийца всё ещё скрывается на улицах Тексарканы штата Арканзас», то есть кинематографисты не нашли ответы на поставленные вопросы, а лишь усилили мистический ореол вокруг резни в Тексаркане.
Мы никогда не забудем, с какой самоотдачей Фрэнсис МакДорманд сыграла Милред – скорбящую мать в поисках справедливости. После убийства дочери женщина винит полицию за халатность и бездействие, постепенно понимая, что собственные моральные правила ценнее писаных законов. Фильм Мартина МакДоны – сокрушающий эксперимент: как далеко способен зайти простой человек, пытаясь найти доказательства и параллельно усмирить свой гнев. Несмотря на радикализм матери и поиск преступника через ДНК-исследования, мы не можем с уверенностью судить, чем закончилась эпопея Милред. Человек может отказаться от поисков ответов, но иметь в себе решимость довести дело до конца, пусть даже ради утоления ярости. Месть, лишенная конкретики и цели, запущенная как механизм, ведет героиню куда угодно, но к истине в последнюю очередь.
На вопрос «кто убил?» не всегда могут ответить детективы и криминалисты – иногда задача требует рассмотрения в более сложном философском измерении. «Расемон» Акиры Куросавы, снятый по притче Рю Акутагавы, рассказывает о злосчастном событии – изнасиловании молодой невесты и убийстве мужа-самурая – сразу с четырех точек зрения. Все версии гибели самурая одинаково ненадежны и в то же время существуют полноправно как показания свидетелей. Кто же сказал правду о кончине самурая, пожалуй, никто так и не узнает – проблема заключена в относительности знания как такового, преломленного опытом каждого. Нет более обескураживающего момента, чем понимание, что истина у каждого своя – в случае таких запутанных дел, как убийство, подобное осознание может запросто заставить опустить руки.
Судьбу экранных маньяков предсказать легко – к середине фильма их подноготную чаще всего раскрывают. Канадский слэшер Боба Кларка, один из первопроходцев в жанре, уже тогда мыслил определенными исключениями: здешний убийца так и не был обнародован. Маньяк, обитающий на чердаке огромного дома, терроризирует студенток в преддверии рождественских каникул. Когда вмешивается полиция, появляется и круг подозреваемых – до тех пор, пока сами подозреваемые не обнаруживаются мертвыми. Превратив убийцу в неопознанный объект ужаса, «Черное Рождество» вызвало непередаваемое чувство тревоги – теперь, зрители, миритесь с этим: у маньяка нет ни прошлого, ни даже лица.