Вспоминаем фильмы, чьи трейлеры и промоматериалы обещали совсем не то (или не совсем то), что в итоге увидели зрители: от готической мелодрамы Гильермо дель Торо до хоррор-сатиры, прикинувшейся типичным слэшером.
На волне популярности франшиз Джеймса Вана «Заклятие» и «Астрал», а также, думается, из-за славы Гильермо дель Торо как хоррормейкера (хотя, если так подумать, все его лучшие работы едва ли можно назвать хоррорами), «Багровый пик» рекламировался как фильм ужасов с типичным сюжетом про «дом, хранящий страшную тайну». На деле хоррора в картине куда меньше, чем обещали промоматериалы, а сам «Багровый пик» — скорее эстетская готическая костюмированная драма с налётом мистики. Естественно, поваливших в кино жанровых любителей такой поворот расстроил, да и многие критики указывали как минус фильму то, что он банально «не страшный».
Поклонники оригинальной повести Кэтрин Патерсон, конечно, знали, что невинный на первый взгляд «Мост в Терабитию» касается не самых простых тем — издевательств в школе, непонимания родных и, самое страшное, принятия смерти близкого друга, — и скорее боялись, что диснеевская экранизация 2007 года смягчит углы (что отчасти и случилось). А вот бедные родители, ничего про оригинал не знавшие, вели своих детей на беззаботный эскапистский семейный фильм в духе «Хроник Нарнии» — потому что именно это им предлагали трейлеры. Интересно, как много неудобных разговоров с детьми пришлось провести таким родителям после сеансов.
Культовый ныне «Драйв» Николаса Виндинга Рёфна давно застолбил себе место в поп-культуре: кажется, представление о нём настолько цельное и монолитное, что никакого другого и быть не может. А вот может: когда фильм ещё не вышел и об уникальном стиле Виндинга Рёфна толком никто за пределами киноманских кругов не знал, продюсеры решили промотировать «Драйв» как адреналиновый автомобильный экшен в духе «Форсажа» и игр Need for Speed. Представьте удивление всех тех, кто повёлся на рекламу и два часа смотрел меланхоличную драму о молчаливом водителе, рассекающем ночной Лос-Анджелес под Nightcall.
Полнометражный дебют Мартина МакДоны оказался непростым кейсом для работников рекламы: они попросту не знали, с какой стороны подобраться к фильму, который может в секунду сменить жанр от задорной криминальной комедии к экзистенциальной религиозной драме о суициде. И они, конечно, пошли по лёгкому пути — представили «Залечь на дно в Брюгге» как разудалую бандитскую мясорубку в духе Гая Ричи.
Трейлеры представляли «Суини Тодда» как готическую (или скорее даже готскую) кровавую историю о мести — чем фильм, в общем, и является. В чём же тогда подвох? Трейлеры забыли упомянуть, что это мюзикл. Продюсеры решили скрыть от несведущего зрителя этот факт, потому что музыкальный жанр в Голливуде давно считался устаревшим и неприбыльным. Но их стратегия не сработала: один из лучших фильмов Тима Бёртона в итоге провалился в домашнем прокате.
Случай любопытный хотя бы потому, что здесь «обман» был художественно обоснованным. Трейлер «Хижины в лесу» — фильма, постмодернистски высмеивающего жанровые клише хорроров и слэшеров, — выглядел как… трейлер типичного слэшера. Режиссёр Дрю Годдард не мог позволить себе раскрыть главную шутку раньше времени, за что ему, конечно, отдельное спасибо.
Ещё один намеренный «обман» и пример того, как плохую рекламную кампанию можно использовать себе во благо — «Отвязные каникулы» Хармони Корина. Фильм рекламировали как типичную развесёлую комедию о симпатичных студентках, отправившихся кутить на весенних каникулах, со звёздами телеканала Disney Селеной Гомес и Ванессой Хадженс в главных ролях. Но провокатор Хармони Корин обратил ожидания зрителей против них и снял, по сути, жестокую и трансгрессивную сатиру на тот род фильмов, каким «Отвязные каникулы» представляли их трейлеры. Неудивительно, что до сих пор фильм делит аудиторию на очень контрастирующие лагеря.