Мы живем в эпоху ремейков, сиквелов и перезапусков — рано или поздно студии, кажется, доберутся вообще до всех популярных фильмов прошлого, чтобы «обновить» их для современной аудитории. Но все же есть кино, которое трогать ни в коем случае нельзя. В этой подборке — семь таких фильмов: от научно-фантастической классики Земекиса до пародийных комедий 80-х.
Трилогия «Назад в будущее» во многом и правда опередила время — изобретения вроде ховербордов и самозатягивающихся шнурков вряд ли бы появились в реальности, если бы когда-то не пришли в голову сценаристам Роберту Земекису и Бобу Гейлу. А технически фильм до сих пор выглядит удивительно современно: никогда не поверишь, что ему уже почти 40 лет. Хорошая новость в том, что в случае «Назад в будущее» никакого переосмысления и не предвидится — все тот же Боб Гейл несколько раз прямо заявлял, что не допустит ремейка, пока он жив. Так пожелаем же Бобу крепкого здоровья.
В 1994 году «Форрест Гамп» смел все главные премии и получил аж 6 «Оскаров» — в том числе за лучший фильм и лучшего режиссера. С тех пор, правда, общественное мнение о картине несколько поменялось: хотя мастерство постановщика Роберта Земекиса и актера Тома Хэнкса все еще преимущественно признают, сам сюжет многие современные зрители видят проблемным. Мол, и изображение нейроотличного человека здесь карикатурное, и голливудские клише вроде образа «белого спасителя» то и дело лезут из повествования.
Правда в том, что «Форрест Гамп» — кино своего времени: комфортных спокойных 90-х. Сейчас так экранизировать роман Уинстона Грума (в оригинале, кстати, намного более злой) уже не получится. А переосмыслять «Гампа» в контексте новой этики — идея заведомо нелепая.
В случае пародийной комедии «Аэроплан!» Цукера, Абрахама и Цукера (позже вместе сделавших еще и «Голый пистолет») ремейк даже не столько не нужен — хотя и это тоже, — сколько невозможен. Жанр эксцентричной пародии в Голливуде закономерно умер вместе с появлением Интернета: кинематографисты больше не успевают насмехаться над популярными трендами или другими фильмами, потому что соперничать в оперативности с условным Ютубом попросту невозможно. Перезапуск «Аэроплана!» в условиях современных медиа можно было бы сделать только в формате серии тиктоков — а это, к счастью, никому не нужно.
К сожалению, из всего списка «Властелин колец» — самый вероятный кандидат для ремейка. Amazon уже пытается подобраться к наследию Питера Джексона с сериалом «Кольца власти». Нетрудно представить, что еще через несколько лет кто-нибудь решит и вовсе переснять великую трилогию — в формате сериала или как часть новой масштабной киновселенной. Но вот только, сколько бы ни ругались заядлые толкинисты на интерпретацию Джексона, простая правда в том, что лучше экранизации у «Властелина колец» уже никогда не будет. Трилогия нулевых — современная классика, практически идеальная в каждом возможном аспекте. Даже чисто технически блокбастеры Джексона выглядят лучше 99% современных блокбастеров: просто потому, что сделаны с совсем другим уровнем креатива и самоотдачи.
Без «Индианы Джонса» приключенческое кино было бы совсем другим — фильм Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса установил своеобразный идеал качества. До которого, будем честны, никто с тех пор и не добрался. Учитывая, что сейчас франшиза принадлежит Disney, мы наверняка однажды увидим попытку «освежить» серию — если и не прямым ремейком, то хотя бы мягким перезапуском, как это было со «Звездными войнами». Надеемся, что таким не получится пятый «Индиана», который выйдет уже в 2023 году: режиссер «Логана» и «Форда против Феррари» Джеймс Мэнголд слишком хорош, чтобы попадаться в ленивые корпоративные ловушки.
В 1939 году «Волшебник страны Оз» не только представил зрителям знакомую бессмертную историю из книг Лаймена Фрэнка Баума, но и поразил впечатлительную аудиторию возможностями «Техниколора». Цветное кино тогда еще было не сильно распространено — и тут вдруг вышло кино не просто яркое, а почти что разрывающее экран сюрреалистичными цветастыми декорациями. Повторить эффект «Волшебника страны Оз» невозможно, потому что такого уровня технического новаторства в кино уже никогда не будет. Так что не стоит и пытаться: Сэм Рэйми один раз уже попробовал — и посмотрите, как это для него закончилось.
Стивен Спилберг как-то говорил, что никогда не станет делать ремейк одного из своих фильмов — и другим тоже, судя по всему, особенно не позволяет. Universal еще в 2015-м просила именитого режиссера рассмотреть возможность перезапуска «Челюстей», на что тот ответил решительным отказом. И его можно понять. Мало того что другой режиссер едва ли повторит чисто прикладное мастерство Спилберга — возможно, самого мастерского постановщика из ныне живущих, — так еще и от дорогой студийной переработки фильмы вроде «Челюстей» потеряют весь свой шарм. Это кино — так же как, например, «Терминатор» Кэмерона или почти вся фильмография Карпентера, — интересно в том числе тем, как оно работает со своим ограниченным бюджетом и умудряется делать аттракцион минимальными средствами. «Челюсти» стоимостью 100 миллионов долларов будут просто «Мегом».