Рассказываем о картинах, которые по-разному показывают последствия и предпосылки экономических коллапсов, — от классики Джона Форда до современных хитов Адама МакКея.
Первый «Уолл-стрит» Оливера Стоуна стал прикладным фильмом для многих реальных финансовых дельцов — он одним из первых показал миру богатый, сумасшедший, яркий мир брокеров, чье кредо «жадность — это хорошо». И даже тот факт, что главный герой заканчивал историю в тюрьме, мало кого смущал: картинка оказался слишком привлекательной. И поэтому в сиквеле, вышедшем спустя 23 года после оригинала, Стоун развеял все сомнения насчёт своей позиции. Тут Гордон Грекко (Майкл Шин) выходит из тюрьмы как раз на заре финансового кризиса, его жизнь разрушена, а семья потеряна. Молодой трейдер Джейкоб Мур (Шайа ЛаБаф) предлагает помочь старшему коллеге — и тот вновь попадает в мир коррупции и обмана, который когда-то довёл его до тюремной койки. Ничего хорошего или притягательного здесь уже нет: дилогия Стоуна хорошо показывает, как изменилось восприятие Уолл-стрит в глазах простых людей.
Пособие по финансовому кризису, что называется, «для чайников». С шутками, постоянным разрушением четвёртой стены и забавными инфографиками режиссёр Адам МакКей («Власть», «Не смотрите наверх») рассказывает о предпосылках и последствиях финансового кризиса 2008 года. Среди его героев — несколько человек из разных сфер экономики (актёры все как на подбор: Райан Гослинг, Стив Карелл, Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Мариса Томей), от трейдеров до математиков, которые независимо друг от друга приходят к выводу, что катастрофа неминуема, и по-разному с этим знанием обращаются. Кто-то пытается объяснить это другим, прочие же решают попросту нажиться на беде целой нации.
Большинство фильмов о финансовых крахах касаются кризиса 2008 года, что понятно — он ещё свеж в памяти людей, а пережившие его люди могут многое рассказать о деталях тех событий. Но это была далеко не первая такая катастрофа в истории человечества: Великая депрессия 30-х оставила миллионы людей без домов и средств к существованию. Драма «Гроздья гнева», основанная на великом романе Стейнбека, рассказывает о семье, которая вынуждена отправиться с родного обедневшего ранчо в далёкую Калифорнию в поисках лучшей жизни. Даже спустя 80 лет после выхода картина Джона Форда остаётся одним из самых пронзительных и точных кинопортретов людей, пытающихся пережить коллапс экономики.
Режиссёры игрового кино в любом случае разбавляют реальные факты об экономических кризисах собственными домыслами и условностями художественной драматургии. Документальный фильм Чарльза Фергюсона «Инсайдеры» проникает вглубь самой проблемы: обстоятельства коллапса 2008 года тут даются через интервью с непосредственными участниками событий, политиками, журналистами и финансистами. В пугающих деталях картина объясняет, как именно получилось, что прямо под носом у всего мира родилась огромная преступная сеть, уничтожившая так много жизней. «Оскар» за лучший документальный фильм здесь вполне заслужен.
Большинство картин о финансовых кризисах фокусируются на том, что происходит в профессиональной среде: как трейдеры и банкиры пытаются предотвратить катастрофу или же нажиться на ней. «99 домов» же показывает, как экономический кризис 2008 года сказался на простых американцах: главный герой тут — Деннис (Эндрю Гарфилд), потерявший дом из-за коллапса. Оставшийся ни с чем, он идёт работать к знакомому риелтору Рику (Майкл Шеннон) и вскоре уже сам начинает выселять других людей из их жилищ — более того, входит во вкус. «99 домов» хорошо иллюстрирует не только ужасающие последствия кризиса для простых граждан, но и то, как в экстремальных ситуациях люди меняются: обманутые стремятся обмануть других, обездоленные из злости лишают крова тех, у кого тот ещё остался.
Картина Кёртиса Хэнсона («Секреты Лос-Анджелеса») показывает, как экономический кризис переживают высшие эшелоны политиков: сюжет посвящён министру экономики США Генри Полсону (Уильям Хёрт), пытающемуся в кратчайшие сроки не допустить мировой катастрофы. В отличие от многих других фильмов, «Слишком крут для неудачи» не акцентирует внимание на причинах кризиса и не бросается в зрителя сложными экономическими терминами. Это камерное кино, в котором кабинеты превращаются в пространство для настоящего психологического триллера.
2008-й, экономика на грани, но никто об этом ещё не знает. Топ-менеджеры одного из крупных инвестиционных банков получают неутешительные прогнозы от программы рыночного анализа — рынок вот-вот рухнет, акции упадут, как никогда прежде, и этого никак не избежать. Действовать нужно сейчас, но решений хороших нет: либо оставлять вкладчиков ни с чем, либо ждать и, возможно, потерять вообще всё. «Предел риска» отлично показывает атмосферу хаоса и безнадёжности среди людей, которые знают о предстоящем крахе и ничего не могут с этим сделать. Хлёсткий сценарий (номинированный в 2012-м на «Оскар») разыгрывает целый каскад потрясающих актёров: от Пола Беттани и Джереми Айронса до Деми Мур и Стэнли Туччи.