С каждым годом количество контента, а вместе с тем и фильмов только увеличивается, поэтому нам всегда есть что обсудить на встрече с друзьями, во время вечеринки или на первом свидании. Но при этом есть картины, о которых мы не устанем говорить, а всё дело в том, что их концовки когда-то оставили нас в полном замешательстве. Рассказываем о фильмах с самыми неоднозначными финалами, которые каждый истолковал по-своему.
По сюжету главный герой возвращается из колледжа в родительский дом, после чего внезапно вступает в интимные отношения со взрослой подругой своих родителей. Правда, они не могут длиться долго, ведь Брэддок влюбляется в дочь своей любовницы. История выпускника Бена Брэддока (Дастин Хоффман) подарила нам не только нарицательное «миссис Робинсон», но и одну из самых неоднозначных концовок в истории. Фильм начинается как романтическая драмеди о бесцельном существовании и поиске себя, а заканчивается вроде как счастливым романом. «Выпускник» ― это тот случай, когда буквально несколько финальных секунд полностью меняют всё восприятие. Поэтому если выключить фильм или отвлечься чуть раньше титров, не уловив изменение в лицах молодожёнов, то можно наивно подумать, что всё закончилось хеппи-эндом.
Финал «Сияния» имеет двойное дно. Казалось бы, зло повержено ― Джек Торранс теперь уж точно не навредит своим жене и сыну, поскольку навечно погряз во льдах. Но сам отель «Оверлук» никуда не делся. Более того, никуда не делась фотография, на которую оператор направляет камеру в последние секунды фильма. Она датируется 1921 годом, и на ней изображён главный герой, который к тому моменту ещё не родился. Совпадение? Появился ли он там магическим образом после событий фильма? Или был на ней всё время, а главный герой является духом/реинкарнацией/галлюцинацией? Каким бы ни был наш вариант ответа, мы никогда наверняка не узнаем, что за финал задумывался на самом деле. И тот факт, что его до сих пор обсуждают в бесконечных эссе, говорит сам за себя.
Наверное, «Начало» Кристофера Нолана ― это тот фильм, который первым всплывает в памяти, если говорить о неоднозначно понятых концовках. Его до сих пор страстно обсуждают фанаты, даже несмотря на то, что с момента выхода прошло довольно много лет. Сам режиссёр, естественно, молчит.
Обладая позитивным умом и не уделив должного внимания деталям (а их много, как и в любом фильме Нолана), первым делом во время финала вы можете подумать: «Ура, у него получилось!» И под этим имеется в виду, что Кобб всё же проснулся. Но затем приходит понимание, что на самом деле всё не так однозначно, чему есть множество подтверждений. И как бы нам ни хотелось счастливого конца, вряд ли он наступил для главного героя.
Ригган Томсон, когда-то прославившийся в роли известного супергероя, ныне страдает от одиночества, лёгкого безумия и желания вновь проявить себя ― да не просто где-то, а в серьёзной бродвейской постановке. Камера неотрывно следует за ним по пятам, а мы всё больше погружаемся в этот транс, под конец, подобно герою, переставая отличать реальность от вымышленного мира. Пожалуй, «Бёрдмэн» является настоящим олицетворением чуда кинематографа.
Но в то же время из-за этого неоднозначным становится и финал истории. Ригган играет свою главную роль, стреляет в себя прямо на сцене, но вместо того, чтобы оказаться в смертной пропасти, он, напротив, воспаряет в небеса и кружит посреди небоскрёбов. Учитывая то, что мы смотрим эту сцену глазами героини Эммы Стоун, можно подумать, что Томсон жив и наконец наслаждается своим величием. Но, если вернуться к реальности, так ли это на самом деле или всё происходящее ― лишь предсмертное видение?
Ещё одна неумирающая классика с неочевидным финалом ― «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Главный вопрос фильма, на который также нет однозначного ответа, сколько ни смотри, заключается в том, что отличает человека от репликанта. А если уж быть ещё более точным, то через призму искусственного интеллекта нас наводят на размышления о том, что делает человека человеком.
Кинотеатральная версия известна своим хеппи-эндом, который, однако, не был с восторгом принят зрителями. Поэтому, если вы смотрели версию, в конце которой Декард и Рэйчел счастливо «уходят в закат», то спешим вас расстроить (или обрадовать). В режиссёрской версии финальной является сцена, в которой главный герой находит фигуру единорога из оригами, которую он видел лишь в своих снах. Но был ли это сон? Или финал фильма является сном? А что, если Рик тоже не человек, а репликант? Любой из этих вопросов остаётся открытым до сих пор.
Является ли концовка знаменитого «Таксиста» сладкой реальностью или горькой иллюзией? На первый взгляд кажется, что для Трэвиса Бикла всё закончилось как в классическом путешествии героя ― преодолев все кризисы, он сумел спасти положение и переродиться. Однако картина, которую нам показывают после того, как Бикл истекает кровью, вряд ли является тем, что произошло на самом деле. Как и в случае с «Бёрдмэном», это может быть лишь предсмертная иллюзия героя, что куда больше похоже на правду.
Не существует более неоднозначного фильма, чем «Космическая одиссея 2001». После его просмотра можно составить примерно тысячу теорий о том, что мы сейчас увидели, и вполне вероятно, что все они будут в равной мере и правдивы, и ошибочны. Поэтому, каким бы вы ни увидели финал, наверняка это не то, что есть на самом деле (а есть ли оно вообще?).
Загадочный монолит, обезьяны с дубинками, космический ребёнок, в которого в итоге превращается главный герой, ― в фильме Кубрика неоднозначна абсолютно любая его деталь. Остаётся лишь доверять в первую очередь своим ощущениям, потому что однозначного ответа мы не узнаем никогда.