Финал — одна из важных (если не важнейшая) часть любого фильма. На выходе из зала зрители часто обсуждают непредсказуемые развязки, а придя домой продолжают спорить в Интернете о сюжетных поворотах и сценах после титров. Именно поэтому мы так часто запоминаем провальные концовки: они оставляют после себя осадок, который может испортить все положительные впечатления от кино. Вспоминаем 8 фильмов, которые должны были завершиться иначе.
Осторожно, в тексте много спойлеров!
Первая часть «Фантастических тварей» разрушила все ожидания. Казалось, что спин-офф об одном из внесценических персонажей «Гарри Поттера» будет паразитировать на наследии книг Джоан Роулинг, однако фильм Дэвида Йейтса начал успешно создавать собственную мифологию с новыми героями и сюжетными линиями. Впрочем, сиквел свёл на нет все начинания авторов. Финал «Преступлений Грин-де-Вальда» — одна большая «Санта-Барбара», которая сшивается белыми нитями с событиями и персонажами «Гарри Поттера». Неожиданно на экране появляются потерянные родственники Дамблдора, а декорации довоенной Америки сменяются фасадом Хогвартса. Если кому-то и удавалось настолько безвкусно обращаться к фансервису, так это последним «Звёздным войнам» (впрочем, о них мы расскажем чуть позже).
Картины о фокусниках всегда умели удивлять зрителей. Рассказывая о ремесле артистов, зарабатывающих обманом, их авторы и сами нередко водили публику за нос. То же самое произошло с «Иллюзией обмана» — триллером о гениальных иллюзионистах, которые решили сорвать куш и ограбить банк. Хотя фокусы героев постоянно граничат с фантазией, создатели пытаются объяснить суть их невообразимых афер более или менее реалистичными аргументами. Всё рушится, когда в финале происходит сюжетный поворот: оказывается, детектив в исполнении Марка Руффало, который преследовал иллюзионистов на протяжении всего сюжета, втайне сам организовал план по похищению денег. Сложно представить более надуманный и неоправданный твист.
«Хэнкок» с Уиллом Смитом начинается как идеальное антисупергеройское кино. Протагонист со сверхспособностями пьёт, одевается как бездомный, а во время миссий по спасению города умудряется разрушить несколько улиц. Эта идеальная история, впрочем, заканчивается с появлением романтической линии: Хэнкок влюбляется, но вынужден позабыть о женщине, к которой испытывает чувства. Дело в том, что она тоже обладает суперсилой, а находясь рядом, лишает способностей главного героя. Чем стремительнее развивается действие, тем больше эта едкая комедия напоминает посредственную мелодраму. Финальные аккорды, в которых Хэнкок пытается спасти возлюбленную, окончательно лишают фильм каких бы то ни было перспектив: это уже не ревизия жанра, а простой голливудский крауд-плизер.
Трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене — одна из лучших супергеройских серий в истории кино. И всё-таки даже она не идеальна. Особенно разочаровывает финал «Возрождения легенды», последнего фильма о Тёмном рыцаре в исполнении Кристиана Бэйла. В развязке выясняется, что непобедимый Бэйн (Том Харди) — лишь пешка в игре, которую затеяла героиня Марион Котийяр. Возможно, самый обаятельный злодей всех кинокомиксов после Джокера неожиданно оказался пустышкой. Если бы Нолану хватило самоиронии, он бы мог обернуть этот твист так же оригинально, как и Шейн Блэк в «Железном человеке 3» с Мандарином. Но юмор, как известно, не самая сильная сторона британского классика.
Концовка хоррора с Уиллом Смитом не настолько катастрофична, как может показаться поначалу. Чтобы оценить весь масштаб трагедии, надо увидеть альтернативную, не попавшую на финальный монтаж развязку. Вместо того чтобы пожертвовать собой и взорвать гранату в окружении чудовищ, герой неожиданно устанавливает контакт с монстрами. Оказывается, инфицированные люди не утратили эмпатии и человечности — скорее стали отдельным видом homo sapiens со своими биологическими особенностями, а атаковали протагониста только из страха. Сцена, в которой герой Смита осознаёт этот факт, выглядит поистине трогательно: она уж точно лучше той пафосной голливудской концовки, которую мы все знаем.
Проблема девятого эпизода «Звёздных войн», в сущности, та же, что и у сиквела «Фантастических тварей». В «Последних джедаях» Райан Джонсон сделал неожиданно провокационное заявление: чтобы обладать силой, не надо быть родственником одного из рода Скайуокеров. Так Рей неожиданно стала чуть ли не первой героиней франшизы, никак не связанной со старыми персонажами саги, но сумевшей встать на путь настоящего джедая. Однако Райан Джонсон ушёл, а на его место вернулся конформистский ремесленник Джей Джей Абрамс. В финале «Восхода» неожиданно выяснилось, что Рей — внучка Палпатина, а значит, все попытки переосмыслить франшизу снова погрязли в мелодраме о проблеме родословных.
«Престиж» — ещё один фильм Кристофера Нолана в этом списке, который заслуживает совершенно другого финала. Вся картина выполнена в приземлённой реалистичной стилистике с редкими вкраплениями научной фантастики. На протяжении сюжета режиссёр акцентирует внимание на мастерстве фокусников: людей, которые создают обман из того, что лежит под рукой. Однако в финале Нолан изменяет своей же философии. Вместо того чтобы разоблачить секрет главного иллюзиониста в реалистичном ключе, он решает объяснить его… фантастическим твистом. Машина для создания двойников, братья-близнецы и невероятные сюжетные повороты в духе «Пилы» Джеймса Вана — не этого мы ждали от фильма.