Рассказываем о нескольких занятных случаях плагиата в кино. И нет, речь не о «мокбастерах» студии Asylum. На слепом копировании чужих идей попадались и классики кино вроде Серджио Леоне, и французский мастер боевиков Люк Бессон, и любитель взрывов Майкл Бэй.
Классический спагетти-вестерн, с которого и началась «долларовая трилогия» Серджио Леоне, сюжетно очень напоминает «Телохранителя» Акиры Куросавы. Герой-одиночка прибывает в раздираемый бандитскими разборками город и начинает помогать то одним, то другим, чтобы в итоге уничтожить всех негодяев. И это сходство, разумеется, неслучайно. Леоне особенно и не скрывал, что взял парочку идей у японского мастера. А компания Toho, которая владеет правами на «Телохранителя», подала на итальянского режиссера в суд и в итоге получила 15% от доходов с фильма. Впрочем, это один из редких случаев, когда и объект плагиата, и виновник оба вошли в историю кино.
Несправедливо осужденного героя отправляют в огромную тюрьму, чтобы он спас дочку президента. Под такое сюжетное описание подходят сразу два фильма: классический боевик Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» и куда более современный экшен «Напролом» от продюсера и сценариста Люка Бессона. Сходство оказалось настолько значительным, что французский суд обвинил авторов «Напролом» в плагиате. Сценарист «Побега из Нью-Йорка» Ник Кастл получил от них 10 тысяч евро, а компания Metro-Goldwyn-Mayer — аж 50 тысяч.
Ситуация с плагиатом «Короля льва» намного интереснее — потому что никогда не была доказана. Тем не менее сюжет и персонажи мультфильма имеют много сходства с аниме-сериалом «Белый лев Кимба» 1965 года. Его транслировали в США, а исполнитель роли Симбы в «Короле льве» Мэттью Бродерик даже думал, что его позвали озвучивать именно Кимбу, потому что он смотрел японский мультфильм в детстве. В этом случае, правда, никакого хеппи-энда не было. Японские правообладатели, компания Tezuka Productions, побоялись подавать в суд на Disney, ведь они могли попросту не потянуть расходы на адвокатов.
Триллер Ди Джея Карузо рассказывает о тинейджере, который во время домашнего ареста начинает подглядывать за окружающими людьми через окно. И все больше убеждается, что один из его соседей — серийный убийца. Концепт фильма очевидно вдохновлен «Окном во двор» Альфреда Хичкока. Так же решили обладатели прав на рассказ Корнелла Вулрича It Had to Be a Murder, на котором основана картина Хичкока. На продюсера «Паранойи» Стивена Спилберга подали в суд, но плагиат в этот раз доказать не смогли. Несмотря на все сходства, в «Паранойе» много дополнительных подсюжетов и мелких изменений, которых нет в оригинальном рассказе.
Эта драма с Кевином Спейси рассказывает о пациенте психлечебницы, который утверждает, будто прибыл на Землю с другой планеты, чтобы изучать поведение людей. Самое любопытное, что его рассказ вполне может быть правдой: по крайней мере, ничему это не противоречит. Казалось бы, такой необычный сюжет уж точно должен быть оригинальным. Но подозрительно похожую фабулу можно найти в аргентинской драме «Мужчина, который смотрит на юго-восток». Режиссер фильма Элисео Субьела называл «Планету Ка-Пэкс» «копией, но копией качественной» и все же подал в суд на создателей фильма в 2001 году. Со временем ему пришлось отозвать заявление, потому что у аргентинского постановщика просто не хватало денег, чтобы продолжать судебные тяжбы.
Фантастический боевик Майкла Бэя о мужчине, который обнаруживает, что является выращенным ради органов клоном, понемногу копирует многие популярные антиутопии XX века — от «451 градус по Фаренгейту» до «Бегства Логана». Но особенно фильмом заинтересовались создатели хоррора «Части: Ужас клонов», с которым у «Острова» наиболее много сходства. Суд рассудил в пользу жанровой классики. DreamWorks пришлось заплатить семизначную сумму авторам «Частей».
Вокруг нового фильма Оливии Уайлд уже разворачивается очень много скандалов — то из-за романа режиссерки с исполнителем одной из главных ролей Гарри Стайлзом, то из-за предполагаемого конфликта с Флоренс Пью, то из-за увольнения Шайи ЛаБафа (в итоге оказалось, что ЛаБаф покинул проект по своей воле). Плагиат сейчас — наименьшая из проблем Уайлд, и тем не менее сюжет «Не волнуйся, солнышко» уж очень напоминает роман «Стэмфордские жены» (и его экранизации), критики разных рангов часто упоминали об этом в своих ревью. Главная героиня тут тоже женщина, которая попадает в утопический американский город, который на самом деле оказывается иллюзорным и скрывает в себе много зла.