Бывают такие дни, когда хочется что-то посмотреть, но начинать новый сериал нет никакого желания, а времени на 3-часовые фильмы Кристофера Нолана и Виктора Эрисе попросту не хватает. Специально для таких случаев мы приготовили список из 7 фильмов, длительность которых колеблется в районе 60-70 минут. Здесь вы найдете французские и российские драмеди, документалистику, экспериментальное кино и не только.
Представьте, что вы встретили огромную муху/нашли портал для перемещения во времени/узнаете, что скоро наступит конец света. Что будет дальше? Интересно же, правда? А что если прямо в середине спектакля зритель, которому представление не пришлось по душе, начнет во всеуслышание оскорблять актеров на сцене? А если у него в руках окажется оружие?
Именно так начинается один из последних фильмов французского режиссера Квентина Дюпье (определить последовательность его картин сложновато — в последнее время режиссер выпускает сразу несколько фильмов в год). Янник (Рафаэль Кенар) — самый обычный зритель, купивший билет на представление под названием «Рогоносец». Ради того чтобы попасть на спектакль, Янник взял выходной на работе и потратил больше часа на дорогу. Он мечтал отдохнуть, посмеяться и просто насладиться временем, проведенным в стенах театра. Но Яннику не понравилось. На протяжении 66 минут Дюпье рассматривает ситуацию со всех сторон, а затем стремительно приходит к разрешению. Камерный фильм, события которого никогда не выходят за границы одной сцены, точно придется по душе любителям скетчей.
Документальная комедия «Отцы» — дебютный фильм Юрия Мокиенко, его дипломный проект в мастерской Александра Сокурова. На протяжении 66 минут ближайшие родственники режиссера — отец Михаил Юрьевич и брат Никита — придумывают, а затем реализуют проекты, которым суждено стать первыми фильмами междеревенского кинофестиваля «Золотой шуруп». Фильм был крайне тепло принят как зрителями, так и критиками. На ММКФ картина получила приз Гильдии неигрового кино и телевидения, а на кинофестивалях в Выборге и Екатеринбурге взяла награды за лучший документальный фильм.
«Отцы» — это фильм, снятый на портативные камеры и мобильные телефоны, прикрученные к лопате. В объективе — дети и внуки режиссеров, на фоне — местные пейзажи и чудом найденный реквизит. У героев разный подход к съемкам, в их основе далекие друг от друга сценарии под названиями «Никто» и «Дюймовочка», но в конце, когда придет время поделиться готовым материалом, обе картины окажутся на одном экране. Победит, разумеется, любовь. Обещаем, после финальных титров вы поймете, что «Золотой шуруп» — ваш любимый фестиваль.
«Зима» французского режиссера Марселя Ануна — 78-минутная экспериментальная работа, вошедшая в состав тетралогии «Времена года». Картина рассказывает о режиссере, который приезжает в Брюгге, чтобы снять короткометражный документальный фильм, но сталкивается с непринятием его идей со стороны продюсера. Режиссер чувствует невозможность отказаться от работы на заказ и неприветливо, но со смирением встречает подступающий творческий кризис.
Фламандская живопись, прогулки по бельгийским улочкам, долгие разговоры в кафе и гостиничном номере лишают историю линейности и добавляют ей объема. Просмотр похож на сеанс терапии: поначалу быстрый монтаж и рваное повествование могут напугать, но со временем «Зима» раскрывается и вовлекает в просмотр.
Что такое любовь? Фильм Михаила Калика «Любить» состоит из четырех новелл, объединенных кинохроникой конца 1960-х годов. В игровых сценах вы увидите юные лица Андрея Миронова, Алисы Фрейндлих, Марианны Вертинской и не только. Фильм был снят в 1968 году, но версия, которую увидели зрители тогда, была смонтирована без ведома режиссера. Только в 1990 году, уже в Израиле, Калику удалось восстановить и доработать картину, чтобы зрители могли познакомиться с авторской версией.
Одинаково примечательны как совершенно разные игровые вставки, так и документальные, включающие в себя опросы прохожих. Первая новелла рассказывает о молодых людях, обнаруживших во время домашней вечеринки, что на кассете с музыкой записано личное любовное послание. Вторая повествует о печальном периоде в жизни кондукторши, а третья – о паре влюбленных, которые никак не могут найти в большом городе место для уединения. Финальная новелла переносит зрителей в поле, где молодые учатся любить друг друга на повозке с сеном. Фильм идет всего 73 минуты.
В 1990 году Стивен Кинг выпустил сборник «Четыре после полуночи». Именно тогда мир узнал о существовании лангольеров — монстров, пожирающих реальность. Через пять лет история перешла на экраны — режиссер Том Холланд выпустил одноименный мини-сериал общим хронометражем в 180 минут. В 2021 году греческий экспериментатор Аристотелис Марагкос перепечатал несколько кадров из сериала на бумагу и принялся за создание нового уникального проекта. Используя технику коллажа, Марагкос пересобрал знакомую историю и подарил миру 62-минутный фильм — свою версию истории лангольеров.
Фильм будет интересен даже тем, кто никогда не слышал о повести Кинга — Марагкос мастерски сжимает повествование, не забывая оставить на своих местах ключевых персонажей и главные сюжетные повороты. История такова: во время ночного рейса Лос-Анджелес – Бостон большая часть пассажиров бесследно исчезла прямо в воздухе. От пропавших остались только предметы одежды, аксессуары и багаж. Оставшимся людям удается приземлиться в аэропорту, но и там они не обнаруживают никого живого. И пока герои блуждают по коридорам в поисках подсказок, один из выживших, мистер Туми, снова и снова вспоминает свой детский кошмар…
«Кино эпохи перемен» уральского режиссера Алексея Федорченко — это документальная комедия, рассказывающая историю Свердловской киностудии, здание которой в конце 1990-х превратилось в местный универмаг. Картина, длящаяся не более 60 минут, до краев наполнена смешными и порой даже пугающими историями, которые хранят комнаты, некогда бывшие кабинетами и съемочными цехами.
Сам Федорченко не раз говорил, что задумывал картину как драму — сложную и откровенную историю об особенностях кинопроизводства в России в разные десятилетия на примере одной киностудии. Но в процессе интонация изменилась: оказалось, что самые страшные истории о прошлом студии сейчас звучат настолько дико, что вызывают невольную (защитную?) улыбку и желание пошутить. Фильм ладно вписывается в череду иронично-мифических киноисследований режиссера и точно понравится ценителям «Больших змей Улле-Кале» и «Колбасы Митрофана Аксенова».
В конце зимы 1972 года Анни Эрно и ее муж Филипп приобрели камеру Super 8 фирмы Bell & Howell. Супругам было тогда чуть больше 30 лет. Камера почти всегда была в руках Филиппа. Он снимал практически все: вечер буднего дня в родном Анси, отпуск в Португалии, дни рождения детей, прогулки в Сержи-Понтуаз. Спустя много лет Эрно и ее сын Давид собрали записи в один фильм под названием «Года на пленке “8 Супер”». Хронометраж картины — 63 минуты.
Кажется, будто Анни Эрно смотрит пленки вместе с вами — ее закадровая речь полна одновременно тревоги и нежности к воспоминаниям. Писательница рассказывает о муже и матери, о детях, а также о том, как удавалось совмещать бытовые заботы с тайной работой над книгой. Сейчас произведения Анни Эрно известны по всему миру — за роман «Свое место» она получила премию Ренодо, а в 2022 году стала лауреаткой Нобелевской премии «за храбрость и клиническую остроту, с которыми она раскрывает корни, отчужденность и коллективные ограничения личной памяти».