С середины 80-х и до начала нулевых эротический триллер считался одним из самых популярных жанров в кинематографе. Большая часть критики, которая то и дело обрушивалась на эти фильмы, была связана с эксплуатацией сексуальных сцен и обнаженного тела — иногда её было так много, что сюжет попросту терялся.
Собрали семь выдающихся представителей жанра, которые смогли успешно сохранить баланс между эротикой и саспенсом.
«Основной инстинкт» Пола Верховена в своё время дал мощный толчок к популяризации жанра в современном кинематографе. Ветеран эротических триллеров Майкл Дуглас («Роковое влечение», «Война супругов Роуз») играет роль детектива Ника, который расследует убийство, будто бы списанное со страниц романа писательницы Кэтрин Траммел. С самого начала детектив явно не доверяет писательнице. И всё же он просто не способен противостоять ее магнетической привлекательности. Конечно, у многих «Основной инстинкт» в первую очередь ассоциируется с провокационными сексуальными сценами, однако это еще и многослойный, хорошо продуманный, а местами даже хичкоковский триллер. При этом — что особенно актуально на сегодняшний день — в «Основном инстинкте» можно уловить и некоторые феминистские посылы: в этом фильме женщина наконец-то может позволить себе свободно заниматься сексом и получать от него удовольствие, не будучи наказанной за свою «распущенность» в финале.
Известно, что свой последний шедевр Стэнли Кубрик снимал на протяжении 400 дней. При этом у исполнителей главных ролей — Тома Круза и Николь Кидман — не было возможности взять даже небольшую паузу в работе. В итоге мы получили именно то техническое мастерство, которое ждёшь от великого режиссёра, но совсем не то, чего ждёшь от жанра, в котором он работает. Круз играет врача из высшего общества Нью-Йорка, жизнь которого резко меняется, когда его супруга рассказывает о своих сексуальных фантазиях в отношении молодого военного офицера. Одержимый ревностью, главный герой случайно попадает в закрытый секс-клуб, где загадочные люди в масках устраивают совершенно сумасшедшие оргии. «С широко закрытыми глазами» — максимально нетипичный эротический триллер в том смысле, что он буквально до краев наполнен сексом, экранным или воображаемым, но при этом совершенно не выглядит томным или хоть немного возбуждающим. Этот фильм — сплошная невротическая паранойя, созданная в недрах компульсивного разума талантливого режиссёра. Секс в нём и вовсе рассматривается как некая разрушительная сила, способная привести к смертельному исходу.
«Неверную» от других представителей жанра отличает в первую очередь то, что этот фильм очень хочет казаться эротическим триллером, но на деле скорее является любовной драмой о супружеской неверности. На первый взгляд абсолютно счастливая семейная пара, Эдвард и Конни (Ричард Гир и Дайан Лэйн), переживает настоящий кризис, когда Конни импульсивно завязывает роман с молодым и очаровательным Полом (Оливье Мартинес). Примечательно, что по ходу развития событий режиссёр Эдриан Лайн избегает любой назидательности и тем более не даёт своим зрителям никаких моральных уроков. Он просто наблюдает за тем, как его герои постепенно расставляют свою паутину лжи, иллюстрируя краткие вспышки и навязчивые идеи, которые заставляют наш разум и тело работать так, как они работают. При этом самыми эмоционально сильными моментами «Неверной» являются вовсе не сцены близости или насилия, а молчаливые эпизоды размышлений персонажей Гира и Лэйн.
Отчасти эротический триллер, отчасти неонуар, отчасти мафиозная драма и, кроме всего прочего, история настоящей любви: «Связь» — поистине виртуозный фильм, созданный дуэтом, который на протяжении всей своей карьеры продолжал раздвигать границы современного кинематографа. Даже для своего времени картина была по-своему уникальна. В первую очередь это история об однополых отношениях, которые являлись не второстепенной, а центровой сюжетной линией. Кроме того, «Связь» изобилует откровенными сценами лесбийского секса на экране, что даже в рамках жанра было большой редкостью. В центре событий находится девушка по имени Корки (Джина Гершон), которая нанимается делать ремонт в дом мафиози Сизара (Джо Пантолиано), но в итоге заводит интрижку с его любовницей Вайолет (Дженнифер Тилли). В какой-то момент пара решает ограбить Сизара и сбежать вместе с его деньгами. Есть только одна проблема: мафиози оказывается одновременно куда умнее и безумнее, чем они могли себе представить. Идеальный на первый взгляд план ограбления начинает рушиться, как только они начинают приводить его в действие.
Подобно «Основному инстинкту» Пола Верховена, «Море любви» повествует о детективе по имени Фрэнк Келлер (Аль Пачино), идущем по следу изворотливого серийного убийцы. В надежде выйти на преступника Фрэнк размещает объявление о знакомстве, которое в итоге сводит его с привлекательной Хелен (Эллен Баркин). Несмотря на то что девушка является подозреваемой, детектив быстро ею увлекается и с головой погружается в новый любовный роман. В отличие от того же «Основного инстинкта», который делает акцент на сексуальном напряжении между двумя главными героями, «Море любви» — в большей степени романтическая история. Фильм заставляет зрителей искренне надеяться на то, что загадочная Хелен не является убийцей. И, даже с учётом довольно драматичного финала, «Море любви» было и остаётся одним из эталонных триллеров восьмидесятых годов, который, помимо всего прочего, превратил Аль Пачино в настоящую звезду.
После кражи денег на наркотики у собственного супруга (Билл Пуллман) очаровательная Бриджит (Линда Фиорентино) сбегает в Чикаго и соблазняет первого попавшегося парня Майка (Питер Берг) в надежде, что тот сможет избавить её от преследований обманутого мужа. «Последнее соблазнение» стоит посмотреть хотя бы ради одного из самых потрясающих образов роковой женщины в истории кино. Бриджит — пример восхитительной манипуляторши, способной с изящной грациозностью переходить от одного гениального мошенничества к другому. Она не просто использует собственную сексуальность как оружие против мужчин, что самое важное — она делает это без малейшего стыда и сожаления. Естественно, все, что делает Бриджит, является результатом работы изощренного социопатического ума. И всё же наблюдать за её действиями ужасно интересно.
«Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга по сей день остаётся одним из самых противоречивых эротических триллеров, вызывающим море разнообразных эмоций после просмотра. В центре событий находится кинопродюсер Джеймс (Джеймс Спэйдер), который знакомится с довольно необычной парой, получающей сексуальное возбуждение от… автомобильных аварий. Они яростно жаждут удара, травмы и прежде всего прелюдии со смертью, способной вбросить в них дозу пьянящего адреналина и чувства неподдельной новизны. По ходу развития сюжета секс, сталь и рёв моторного двигателя сливаются в единую навязчивую идею о том, каким разрушительным может быть путь, когда мы позволяем собственным порокам диктовать нам, что делать. Кроненберг то и дело манипулирует эмоциями зрителя, вытаскивая его из зоны комфорта, заставляя чувствовать то, что он не должен чувствовать, выставляя на поверхность все глубинные желания и страхи. И тем самым проверяя смотрящего на прочность.