2020-й уже заметно перешёл свой экватор, и самое время подвести промежуточные итоги года. Конечно, кинотеатральный прокат сильно пострадал, но это не значит, что хороших фильмов совсем не было. Сегодня мы предлагаем вспомнить самые удачные комедии, вышедшие за первую половину 2020-го.
Спасаясь из родной восточноевропейской деревни, разграбленной казаками, еврей Гершель Гринбаум в 1920 году вместе с женой Сарой приезжает в США в поисках лучшей жизни. Там он устраивается на огуречную фабрику, где в ходе несчастного случая падает в рассол. Просыпается Гершель только через сто лет, в современном Нью-Йорке, где из его семьи остался только правнук — программист-неудачник, до сих пор переживающий потерю родителей.
«Американский огурчик» — фильм тонально странный, но в этом, кажется, и есть его скрытый шарм: от эксцентричной комедии о попаданце почти что в духе «Бората» (и со схожим обыгрыванием стереотипов о странах третьего мира) он переходит к меланхоличной драме о семейных ценностях и исторической памяти. Это, простите, очень «ламповое», милое кино, любопытно осмысляющее цайтгайст и проблему отношения современных людей к прошлому. К тому же Сет Роген — исполняющий сразу две главных роли — давно так не демонстрировал своё актёрское мастерство.
О «Пушках» весь Интернет знал ещё задолго до выхода фильма — благодаря вирусным фотографиям с Дэниелом Рэдклиффом, бегающим по улице в пижаме и с двумя пушками наперевес. Сам фильм, впрочем, оказался не менее весёлым, чем те фото, — история о парне (опять, кстати, программисте), который после нескольких токсичных комментов в Сети оказывается втянут в глобальную игру на выживание, получилась задорной, смешной и по-настоящему безумной. Режиссёр Джейсон Ли Хауден тут явно использовал весь свой инструментарий — каждый кадр и экшен-сцену он стремится снять с максимальной изобретательностью. Да, «Пушки Акимбо» временами неровные, да и нарративно совсем не выдающиеся — но это легко оправдывается диким кинодрайвом и тонной действительно удачных гэгов.
Комедии с Уиллом Ферреллом — та ещё лотерея: если их снимает не Адам МакКей, никогда нельзя понять, не ждёт ли тебя очередной «Холмс и Ватсон». С «Евровидением», к счастью, всё получилось: комедия о третьесортной исландской группе, чудом попавшей на главный поп-музыкальный смотр, стала неожиданным народным хитом карантинного периода. У «Истории огненной саги» неплохо получилось совместить типичный сюжет о стремящихся к победе неудачниках с колоритными, подчас абсурдными деталями киномира — будут тут и эльфы, и выпрыгивающие как по указке киты, и российский конкурсант-гей, одновременно похожий на Киркорова и Леонтьева. При этом даже с точки зрения жанровой истории о неудачниках «Евровидение» выглядит вполне свежо: и из-за свежести концепции, и благодаря, пожалуй, неординарному bitter sweet финалу, правильно распоряжающемуся приоритетами героев.
После нескольких относительных неудач — в первую очередь, конечно, кассовых, а не творческих — у Гая Ричи получилось снять по-настоящему зрительский хит, что, вполне вероятно, в будущем станет не менее культовым, чем его «Большой куш» и «Карты, деньги, два ствола» (ну ладно, чуть менее). «Джентльмены» — классическая гангстерская комедия, с сюжетом, который нет смысла пытаться передать в тексте: он разворачивается перед зрителем замысловатым узлом, складываясь полноценно лишь в самом финале. Здесь полно фирменного юмора Ричи, а действие разворачивается с такой сумасшедшей динамикой, что зрителю только и остаётся, что сидеть разинув рот и пытаться поспеть за многоходовочками героя. Если вы давно соскучились по «тому самому» Ричи, «Джентльмены» вас точно не разочаруют. Правда, вы наверняка и так их уже посмотрели. Вероятно, даже не раз.
Экранизировать классику — всегда дело непростое, тем более когда речь об авторе настолько известном и до сих пор любимом, как Чарльз Диккенс. Тем не менее у Армандо Ианнуччи — одного из самых креативных режиссёров-комедиантов современной Англии — получилось снять кино одновременно очень современное, но бережно обращающееся с первоисточником. «История Дэвида Копперфилда» — фильм о простом молодом парне, который пытается разными способами проложить себе путь в нормальную жизнь в Великобритании XIX века. По пути он встречает много колоритных героев — их играют в том числе мэтры британского кино и ТВ вроде Питера Капальди и Хью Лори, появляется тут и Тильда Суинтон — и сам кардинально меняется по ходу своего путешествия. Ианнуччи удалось то, что редко получается у современных авторов, — он смог сохранить остроумие Диккенса, не делая из его романа сплошной постмодернистский прикол, так что даже людям, которым не особо близка литературная классика, вполне может понравиться его интерпретация.
Одна из самых громких комедий года — своеобразная вариация на тему «Дня сурка», но с весьма интересными деталями. В «Палм-Спрингс» во временную петлю попадает сразу несколько человек: парень Найлз живёт в ней уже несколько лет и всё обо всём знает, девушка Сара же только осваивает специфику своего нового положения. А есть ещё и суровый Рой, периодически ради удовольствия убивающий Найлза за то, что тот втянул его в петлю.
«Палм-Спрингс» удачно работает с идеей, из которой, казалось бы, ничего нового уже не выжать. Режиссёр Макс Барбаков и сценарист Энди Сьяра выдумывают своим героям множество уникальных комичных ситуаций, и хотя к финалу авторы сводят всё к более-менее типичной романтической истории, их фильм всё равно чувствуется свежим. К тому же между актёрами Энди Сэмбергом и Кристин Милиоти на экране формируется нешуточная химия: просто наблюдать за их отношениями уже бесконечно интересно.
Мало кто, наверное, ждал чего-то хорошего от третьей части «Плохих парней» — редко сиквелы с таким временным промежутком от оригинала и к тому же с другими режиссёрами (снимали «Плохих парней навсегда» Адиль Эль Арби и Билал Фалла, а не автор первых частей Майкл Бэй) выходят хоть сколько-нибудь хорошими. Но новые «Парни» превзошли все ожидания — это не просто достойное продолжение, а, вероятно, кино, в чём-то превосходящее своих предшественников. Ничуть не сбавив обороты комедийного дуболомного экшена, за который так хорошо знают франшизу, сиквел также интересно осмысляет старение героев, то подшучивая над их возрастом, то строя на этом магистральный конфликт. Уилл Смит и особенно Мартин Лоуренс давно не чувствовали себя настолько на своём месте, и это хорошо заметно. Особенно радует, что Лоуренсу — сильно подрастерявшему свою известность — фильм уделяет, пожалуй, даже больше времени, чем главной звезде, Смиту.