Осень — подходящая пора, чтобы закутаться в одеяло и погрузиться в выдуманные миры готических фасадов, склепов и безлюдных лесов. Собрали для вас 7 мистических фильмов в лучших традициях готической литературы.
Альфред Хичкок — король саспенса и мастер городских триллеров. Однако голливудский взлет режиссера начался именно с «Ребекки» — тревожного фильма о молодой девушке, которая приезжает во владения мужа и сталкивается с незримым присутствием Ребекки — почившей жены благоверного. Адаптация одноименной книги Дафны Дюморье дразнит зрителя готической образностью: роскошный загородный дом, нераскрытые семейные тайны и застенчивая Джоан Фонтейн, которая влетает в воронку сложных психологических переживаний. За такую готику «Ребекку» не раздумывая наградили «Оскаром» как лучший фильм.
Распространение готического ужаса в массовом кино в немалой степени заслуга Тима Бертона, который популяризировал романтические сюжеты полуторавековой давности. «Сонная лощина» — образец готического ужаса: в маленькое селение отправляют нью- йоркского констебля, который должен разобраться со зловещим всадником без головы, жертвой которого становятся местные жители. Пожалуй, самая эффектная страшилка Бертона: «Лощина» обращает зрителя и к достоянию классической живописи, и к броскому стилю британской студии Hammer (видной фабрики по производству готических хорроров в 50-х), и к бессознательным чувствам публики, давно ассоциирующей Джонни Деппа и Кристофера Уокена с мистическими кинофантазиями.
Независимый режиссер Роджер Корман создал целый цикл экранизаций по рассказам Эдгара Аллана По: к решению творческих задач подключились смекалка и необычайная производственная интенсивность. Фильм по «Падению дома Ашеров» — пожалуй, лучшая работа Кормана, с плотной готической атмосферой во главе и с Винсентом Прайсом в центральной роли. Артист как никто другой уловил характерные черты персонажей готической литературы, представ таинственным членом проклятого рода Ашеров. Даже несмотря на мизерный бюджет, Корман смог выжать из декораций сумрачную, ирреальную атмосферу кошмара: покрытые паутиной склепы, длинные коридоры особняка и туман, окутывающий территорию поместья. Готический мир здесь граничит с разудалым декадентским кэмпом.
Заигрывание больших режиссеров с бульварными жанрами всегда на вес золота. Одна из самых дерзких и самонадеянных попыток была предпринята Гильермо дель Торо: «Багровый пик» — трепетное следование канонам готического романа, прямо по буквам. Молодая женщина по имени Эдит выходит замуж за привлекательного незнакомца и вскоре переезжает в его архаичный особняк, возвышающийся посреди холмов и болот. Дель Торо не без упоения дублирует штампы увесистых викторианских романов, делая ставку на художественный дизайн, невинность доверчивой героини Мии Васиковски и эксцентрику Тома Хиддлстона и Джессики Честейн.
Английская глубинка со старым поместьем, чопорный Дэниел Рэдклифф и сверхъестественное, скрытое за пеленой обыденности, — так выглядит «Женщина в черном» Джеймса Уоткинса. Лента обходит стороной запутанные сюжетные перипетии и предается абсолютно прямолинейной нервотрепке — этому способствуют и скримеры, и настораживающая фактура начала ХХ века, и тусклое освещение. Поездка адвоката в глушь превращается в такой же сеанс террора, что и семейное прибытие в отель из «Сияния», — полтора часа аудиовизуального штурма рецепторов. И на этот раз, поверьте, без сентиментальных мотивов и любовных линий, украшающих добрую часть готических историй.
«Невинные» — большой хит готического жанра, пришедшийся на 60-е годы. В удачной адаптации новеллы Генри Джеймса «Поворот винта» основная ставка сделана на угрожающую атмосферу, изобретательную игру актеров и травматический опыт гувернантки. Героиня устраивается работать в роскошное поместье и узнает о тайнах замка — она начинает подозревать, что с ее подопечными происходит что-то неладное, а затем воспитательнице и вовсе мерещатся призраки. В ленте Джека Клейтона чувствуется почти что перманентное ощущение ночного кошмара, который давит вплоть до финальных титров. Зрителю выбора не оставили: покинуть эту картину можно только через мощный и бескомпромиссный финал.
«Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы можно и не считать лучшей экранизацией романа Брэма Стокера. А вот наиболее роскошным переносом на экран готического стиля — стоит еще как. Коппола, вооружившись харизматичным Гэри Олдманом в обольстительном образе графа Дракулы, создал чарующий, романтичный и эротически заряженный фильм. На славу постарался художественный департамент, акцентировав внимание на убранстве замка и дизайне костюмов. В оптике Копполы история кровожадного вампира превратилась в изысканную сказку для взрослых, где граф Дракула поддается опасной романтической привязанности. Лента режиссера «Крестного отца» не отпускает своим декоративным излишеством и сумрачным антуражем — это настоящий марш готики на территорию киномейнстрима.