Жанр научной фантастики всегда был на шаг впереди серой и безрадостной реальности — и именно поэтому он всегда пользовался огромной популярностью у читателей и зрителей. Вспоминаем 7 сай-фай лент, которые опередили время: от признанной классики до несправедливо провалившихся шедевров.
Фильм Стэнли Кубрика о космической экспедиции по поиску таинственного чёрного монолита — философская визионерская повесть без начала и конца. Репутация «Одиссеи» в кинокритических кругах и среди коллег режиссёра поначалу была противоречивой: в некоторых рецензиях картину откровенно высмеивали, а Андрей Тарковский, например, назвал картину «неестественной» и «стерильной». Впрочем, именно эти жаркие споры как нельзя лучше объясняют феномен самого фильма. Его революционность заключается не только в том, что это сложная и невероятно красивая научная фантастика о гранях человеческой цивилизации. Куда важнее, что «Одиссея» вынуждала и вынуждает людей сталкиваться в непримиримых дискуссиях: диалогах о смысле фильма, о его переоценённости или, напротив, незамеченном потенциале, а также фанатских теориях и трактовках. Это кино, которое въедается в подкорку и живёт свой, уже не зависящей от большого экрана, жизнью.
Если «Космическая одиссея» и «Матрица» опередили время, но были поняты зрителями, то судьба «Бегущего по лезвию» оказалась куда менее радужной. Фильм едва окупился в прокате, а авторскую открытую концовку Ридли Скотта заменили на компромиссный и банальный финал в угоду фокус-группе. Кино критиковали за излишнюю неспешность, сложные философские темы и мрачность. Могли ли тогда предположить критики, насколько революционны вопросы, которые поднимает фильм, и декорации, которыми позже будет вдохновляться не один творец в жанре киберпанк? Однако, как это часто бывает в культуре, годы расставили всё по своим местам: «Бегущий по лезвию» не только обзавёлся заслуженной концовкой и попал в списки лучших сай-фай лент эпохи, но и даже получил конгениальный сиквел.
Символично, что революционная «Матрица» вышла на стыке веков — в 1999 году. Ревизия жанра крылась не только в содержании (ключевом вопросе «А что если весь мир это одна большая фикция?»), но и в форме. Во-первых, это мультижанровый сай-фай: и стильный киберпанк, и кунг-фу боевик, и библейская история об избранном. Во-вторых — настоящий технический прорыв. Сестры Вачовски ввели моду на bullet time (способ замедленной съёмки, который использовался для сцен уклонения от пуль) и вместе со специалистами по эффектам модернизировали компьютерную графику. Зрители сразу оценили кино: «Матрица» собрала в прокате 465 миллионов долларов и стала культурным феноменом, который оказалось не так-то и просто повторить. Ни другим режиссёрам, ни самим создателям в последующих сиквелах.
«Метрополис» Фрица Ланга — один из самых больших и дорогих научно-фантастических фильмов в истории кино. В массовых сценах здесь было задействовано около 30 тысяч человек (хотя режиссёр опровергал эту версию и говорил всего о 300 статистах), на декорации тратились колоссальные средства, а после выпуска и провала ленты студия Universum Film AG едва не оказалась банкротом. Даже сейчас, спустя почти сто лет, «Метрополис» выглядит удивительно актуально и зрелищно: монструозные здания, которые перемалывают людей, как жернова, и голодный оскал капиталистической машины оказывают и, кажется, будут оказывать на нас тот же и эффект, что и на современников Фрица Ланга.
История режиссёра Ричарда Келли — самая печальная в этом списке. «Донни Дарко» действительно опередил все тренды, а теперь заслуженно попадает в топы лучшей научной фантастики века. Пространственно-временные петли и параллельные реальности здесь запутывались в один сложный сюжет о подростковом выборе. Прокатчики не знали, как «продать» фильм зрителями, потому что история была слишком нетипичной и смелой. Как результат — финансовый крах и статус культового фильма спустя несколько лет. Вот только для самого автора его карьера стала драмой без хэппи-энда. После сай-фая с Джилленхолом он снял «Сказки юга», которые тоже оказались непонятыми публикой, а после провального триллера «Кнопка» (2009) Келли и вовсе отошёл от дел.
Фильм Джеймса Кэмерона — один из тех редких случаев, когда революционная фантастика не только нашла своего зрителя, но и круто изменила правила игры в индустрии. Графика в «Аватаре» и технологии захваты движения надолго задали тренд современному Голливуду, а аллюзии на колонизаторскую Америку в очередной раз доказали, что даже студийные блокбастеры могут неглупо комментировать события прошлого и настоящего. Впрочем, у прорывной франшизы Кэмерона всё только впереди: к выпуску уже готовится продолжнение, которое обещает быть размашистее первого фильма, а планы студии по поводу будущих сиквелов идут на долгие годы вперёд. Человек, который подарил нам не менее феноменального «Терминатора», точно знает, как освежить жанр.
Съёмки в пустыне, детализированные модели космических кораблей и тонны грима — о создании «Звёздных войн» не просто так пишут целые книги и выпускают документальные фильмы. Это кино опередило время, потому что режиссёр Джордж Лукас вложил в него, кажется, всю свою жизнь. Несколько раз франшиза находилась на грани закрытия, а продюсеры и приглашённые актёры не верили в её успех. Однако масштабная космоопера о джедаях неожиданно стала хитом. Зрители оценили галактический размах истории и волшебный мир, который до этого сложно было представить на экране. «Звёздные войны» доказали, что потенциал научной фантастики безграничен — лишь бы у авторов хватало смелых (на грани с безумием) идей.