Научная фантастика ищет выход за пределы нашего опыта. Но иногда у неё есть свои пределы — достойные представители жанра остаются без сиквела. Мы вспомнили семь картин — как современных, так и прошедших проверку десятилетиями, — которые незаслуженно обделили продолжением.
Дебют режиссера Нила Бломкампа открыл новую страницу в научной фантастике – сегрегация и ксенофобия исследовалась через метафору пришельцев и стилистику «найденных пленок». Викус (Шарлто Копли), руководитель программы по переселению незваных гостей, постепенно и сам превращался в инопланетного изгоя. Продолжения «Района № 9» ждут уже 15 лет – фильм сорвал пломбы в жанре, вместо затасканных тропов предложив злободневный реализм и социальную критику. Бломкамп не раз говорил о планах на сиквел и даже разработал черновой сценарий, но пока зритель довольствуется сторонними проектами режиссера. В истории Викуса не поставлена жирная точка, а трущобный мир «Района № 9» еще порядком не исследован.
«Дредд» Пита Трэвиса подарил экранизацию, которую супергерой заслужил: брутальный боевик о безжалостном полицейском (Карл Урбан), борющемся с преступностью в реалиях мегаполиса будущего. Критики и зрители остались в восторге от ленты 2012 года, но кассовый провал перечеркнул дальнейшие планы на сиквел. Фантастический экшен с Карлом Урбаном скорее выглядел как затравка – вселенную Дредда и суровых правоохранительных органов можно развивать и далее. Тем более что у супергероя сложилась многолетняя база сюжетов и арок из комиксов 2000 AD. Поступали новости о расширении фильма в формате сериала, куда собирались также позвать Карла Урбана, но пока, увы, «Дредд» не продвинулся вперед. Надеемся, когда-нибудь правосудие восторжествует.
В 2012 году «Хроника» стала приятным сюрпризом в жанре фантастики. Фильм как будто собирал воедино «Людей Икс», «Акиру», но в документальной стилистике «Ведьмы из Блэр»: подростки обретают сверхъестественные способности, но теряют над собой контроль, фиксируя на камеру последствия разрушительной силы. Карьера Джошуа Транка, можно сказать, началась и закончилась на «Хронике» – после провала «Фантастической четверки» о режиссере мы слышим не так часто, как могли бы. А о второй «Хронике», к сожалению, можем только мечтать. История о том, как с великой силой к подросткам не пришла великая ответственность, явно заслужила второго фильма – дебют Транка в исследовании темы оказался даже более дальновиден, чем многие блокбастеры-кинокомиксы.
Картину Джозефа Косински отметили за стильный футуристический дизайн и архитектуру – «Обливион» собрал все лучшее из жанра научной фантастики, а Том Круз превратился в странника, бродящего по гигантской космической станции. Пусть фильм и привлек нас как автономное произведение с законченной историей, он проложил достаточно мостов для сиквела. Второй «Обливион» мог бы рассказать, как живут Джек (Том Круз), Джулия (Ольга Куриленко) и их дочь в мире, обескровленном войной с пришельцами. Ходили слухи, что Universal задумывались о продолжении, но «Обливион» не снискал должной популярности и собрал относительно скромную кассу. Круз и Косински не теряли времени и переключились на сиквел «Топ Гана» – проект, где дуэт действительно достиг фантастических результатов и не планирует останавливаться.
Фильм Ли Уоннелла называли «Веномом» для поклонников научно-фантастической хардкорщины. Герой Логана Маршалла-Грина сыграл парализованного вдовца, которому поставили имплантат – чип не только позволил ему ходить, но и снабдил развитым альтер эго со сверхчеловеческими способностями (да и сам актер внешне походит на Тома Харди). «Апгрейд» – маленькая фантастика с нескромными амбициями – совмещал и киберпанковскую тональность, и зрелищный боевик. Все спокойно живут и без продолжения фильма, но где-то теплится мечта, что Ли Уоннелл и Логан Маршалл-Грин снова объединятся, «Апгрейд» нарастит бюджет и стартует на увеличенных мощностях.
Фильм о приключениях Артура Дента (Мартин Фримен) получил культовый статус и широкую известность – не помешал даже скептический прием среди поклонников романа Дугласа Адамса. Космические путешествия героя можно продолжать бесконечно – в доступе у авторов целая серия книг, а материал позволяет объездить чуть ли не Вселенную. Но лента 2005-го собрала скромные 104 млн долларов, поэтому заинтересованность в сиквеле не проявилась. Возможно, есть смысл развеять эту тишину и пойти автостопом навстречу продолжению – некоторые соскучились по былому очарованию фантастики нулевых.
Когда-то Пол У.С. Андерсон не только занимался адаптациями видеоигр (и делал это не без греха), но и пробовался в оригинальной кинофантастике. Астронавты отправляются на миссию, чтобы найти пропавший космический корабль, но открывают портал в другое и опасное измерение. «Сквозь горизонт» стал если не культовым фильмом, то любопытным жанровым артефактом конца 90-х. Франшиза о «Чужом», к примеру, продолжает эксплуатировать сюжет о мрачном космосе и его обитателях, но лента Андерсона скромничает – продолжения так и не появилось. Гипотетически это была бы неплохая попытка вернуть к жизни научно-фантастический хоррор, который сегодня ограничивается штучными и редкими релизами. В конце концов «Сквозь горизонт» мог бы существовать в качестве приквела: одна из излюбленных забав сценаристов – как раз повествовать о предшествующих событиях и инциденте с первым экипажем.
А иначе почему я не вижу в вашей подборке шедеврального хитяры "Грань будущего"???