Многие авторы терпеть не могут адаптации собственных произведений — и это нормально. Относясь к писательскому труду как к своему детищу, они неохотно вверяют книги кинематографистам. Мы вспомнили семь наиболее громких случаев, когда писатели буквально проклинали Голливуд.
Кен Кизи
Сложно найти более обласканный фильм, чем оскароносную драму Милоша Формана о пациентах психиатрической клиники. Полюбили его, похоже, все, кроме самого Кена Кизи, культового автора-шестидесятника. Претензии начались еще на стадии производства, когда продюсеры и режиссер забраковали сценарий писателя. Затем Кизи подавал в суд на создателей ленты, недоумевал, почему Форман решил видоизменить концовку, а также сместить акценты и не рассказывать историю с точки зрения вождя Бромдена (как это было в романе). Кизи до конца дней презирал создателей фильма и действительно старался избегать просмотра, даже когда лента обросла статуэтками и начала появляться на телевидении. Можем представить и додумать, что это признание (целых пять премий «Оскар»!) вызывало в писателе еще большее раздражение.
Роальд Даль
В 1964 году Роальд Даль подарил миру невероятную повесть о приключениях мальчика в кондитерской мистера Вонки. Спустя пять лет писатель самолично занялся адаптацией киносценария, но даже участие автора в проекте не уберегло фильм от критики. «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» вполне заслуженно стал хитом — в первую очередь на телевидении, однако ненависти Роальда Даля не было предела. Его претензии общеизвестны: для писателя история все-таки была сосредоточена на мальчике Чарли, но лента 1971 года сделала акцент на фигуре Вилли Вонки, сыгранного эксцентричным Джином Уайлдером. Эта роль добавила ленте в сумасшествии, но Даль всегда считал, что персонаж Уайлдера показан слишком претенциозно и нелепо. Позже автору все же пришлось признать, что экранный «Вилли Вонка» содержал хорошие идеи, но обида и недовольство, кажется, осели в душе Даля до конца жизни.
Рик Риордан
Будем честны: фильмы о Перси Джексоне, выпущенные в начале 2010-х («Перси Джексон и похититель молний», «Перси Джексон и море чудовищ»), не вошли с гордостью в анналы современного фэнтези — эту мысль разделяют даже поклонники книжной серии. Но у создателя цикла Рика Риордана претензии оказались куда более радикальными: он признал фильмы с Логаном Лерманом полной неудачей, хотя к просмотру, кажется, так и не приступил — чтения сценария ему вполне хватило. Риордан взъелся на Голливуд, превративший работу всей его жизни в развлечение на несколько часов. А вот исполнителям ролей автор явно посочувствовал — артисты по недоразумению были втянуты в этот, как выразился Риордан, беспорядок. В принципе, с писателем мало кто поспорит: автор книжной серии, равно как и поклонники, теперь уповает на то, что будущий сериальный перезапуск от Disney+ не оплошает.
Трумэн Капоте
«Завтрак у Тиффани» вкупе с неземной красотой Одри Хепберн стали настоящими объектами зрительской любви. Холли Голайтли, гламурный Нью-Йорк 50-х и романтическая подоплека, скрытая за сюжетом о даме, ищущей богатого супруга, — все в этом фильме было хорошо и мило, но не для Трумэна Капоте. Писатель остался разочарован экранизацией и назвал ее самой неудачной адаптацией, которую когда-либо делали. Более того, автор «Завтрака у Тиффани» терпеть не мог Хепберн в образе Холли и в центральной роли видеть хотел Мерилин Монро — давнюю подругу писателя. Все не нравилось Капоте и вызывало рвоту: даже режиссера Блейка Эдвардса тот назвал «паршивым» и заклеймил сценарий Джорджа Аксельрода. А вот с «Хладнокровным убийством» — другой экранизацией романа Капоте — скандала не случилось: автор сам выбрал Ричарда Брукса на роль постановщика, и все обошлось более-менее удачно.
Памела Линдон Трэверс
Памела Линдон Трэверс, создательница детских книг о няне-волшебнице Мэри Поппинс, без стеснений высказывалась о диснеевской адаптации. Ее неприязнь была столь глубока, что запомнилась и переросла в отдельную киноисторию — фильм «Спасти мистера Бэнкса» (там подробно представлены отношения Трэверс с индустрией и самим Уолтом Диснеем). Писательнице ничего не нравилось: примитивные, по ее нескромному мнению, анимационные сценки, слишком идеализированный образ Мэри Поппинс и сам антураж, который был «фантазией без магии». Трэверс так расстроила диснеевская работа, что она не сдержала слез, расценив эту картину как предательство. Позже она предпочла, чтобы адаптацией «Мэри Поппинс» занялись британцы — от американских дельцов с «фабрики грез» она достаточно настрадалась.
Стивен Кинг
Общеизвестный случай, о котором в подробностях знает каждый любитель кино: Стивен Кинг был крайне недоволен экранизацией «Сияния» Стэнли Кубрика. Сегодня никто не постесняется назвать ленту классикой жанра: мрачный и ледяной антураж отеля, съехавший с катушек Джек Торранс в исполнении Джека Николсона, а также визионерское мышление мэтра — его версия будоражит до сих пор. Однако талант Кубрика не разжалобил писательское сердце: Стивен Кинг метко обозвал фильм «красивым “Кадиллаком” без мотора» и считал, что Джек Николсон просто-напросто транслирует свой киношный архетип «плохого байкера», а Венди в исполнении Шелли Дюваль считал «одним из самых женоненавистнических персонажей» — не такую героиню он создал в своем романе. Кингу, похоже, не понравилось, как режиссер «Космической одиссеи» и «Заводного апельсина» заточил зло в психику Джека Торранса, обойдя стороной сверхъестественную сущность отеля «Оверлук». На этом экранная эпопея «Сияния» не закончилась — в 1997 году на экраны вышел мини-сериал по роману, а написание сценария контролировал уже сам Стивен Кинг, поручив режиссуру своему другу Мику Гаррису.
Алан Мур
Контроверзы писателя-затворника с Голливудом — важный штрих в портрете человека, который написал самые мрачные романы о супергероях. Перу Алана Мура принадлежат «Хранители», «V значит Вендетта», а также «Убийственная шутка» — один из лучших графических романов о Бэтмене. Но Мур всегда оставлял впечатление ворчливого и недовольного ретрограда, который обрушивался с критикой на Голливуд и полагал, что кино — не лучший медиум для адаптации его романов. Комментируя экранизации своих произведений, автор вновь и вновь это подтверждал: «Хранителей» Зака Снайдера он считал настолько убогим фильмом, что потребовал удалить свое имя из титров, а также настоял, чтобы его долю гонорара от ленты получил художник Дэйв Гиббонс. Фильм «Из ада», снятый по графическому роману Мура, также не удовлетворил писателя, увидевшего в Джонни Деппе пьяную версию Шерлока Холмса. О «V значит Вендетта» и «Лиге выдающихся джентльменов» не стоит и говорить — эксцентричный писатель полагал, что парни в трико и масках испортили кинематограф и культуру еще давно, а уж до чего довели сегодня… об этом Мура лучше не спрашивать.