За свою плодотворную карьеру Пол Томас Андерсон снял не один фильм, который хочется назвать великим, лучшим, культовым. Но, пожалуй, звания Opus Magnum заслуживает мрачная притча о пагубной силе богатства и одержимости властью. Эпическая драма является вольной адаптацией романа Эптона Синклера. Сегодня 15 лет со дня премьеры «Нефти» в США. А значит, самое время пересмотреть картину и вспомнить, почему история нефтяника — один из лучших фильмов современности.
Открывающая 20-минутная сцена без единого слова
Не каждый фильм способен захватить внимание с первых минут. Пол Томас Андерсон начинает с безмолвной вступительной сцены: здесь нет ни одного диалога, а лишь кадры с бородатым мужчиной и помощниками, которые роются в рудниках в поисках черного золота. В разговорах нет абсолютно никакой необходимости, поскольку декорации, музыка и стоическая фигура мужчины говорят сами за себя. Плейнвью изначально предстает трудолюбивым американцем, чьи амбиции превышают моральные ценности. Суровые и опасные условия труда иллюстрируют преданность делу и готовность рискнуть всем ради достижения цели. Завораживающее зрелище, похожее на самостоятельный немой фильм, длится чуть менее 15 минут. И этого времени достаточно, чтобы проникнуться мрачным настроением фильма, который дальше будет лишь набирать обороты.
Джонни Гринвуд — мастер по созданию тревожной музыки
Открывающая сцена, как и остальная часть картины, не была бы столь впечатляющей без партитуры Джонни Гринвуда — музыка британского композитора звучит во многих кинематографических полотнах Пола Томаса Андерсона. Мелодия, похожая на саундтрек хорроров, моментально завлекает публику в повествование. Подобная интонация наполняет беспокойством и дает зрителю понять, что перед нами не расслабляющее кино и, возможно, нам есть чего бояться. Порой обманчиво успокаивая, а иногда, выбивая из колеи, музыка Гринвуда идеально подходит для аранжировки антигероя. К тому же саундтрек органично вплетается в сюжет фильма, заполняя молчаливые моменты новой партией и тем самым продолжая щекотать нервы аудитории.
Захватывающая операторская работа
Действие «Нефти» происходит в основном на открытом воздухе, ведь главный герой лучше общается с землей, чем с окружающими людьми. Оператор Роберт Элсвит, традиционно сотрудничающий с Андерсоном, с помощью камеры превращает пустынные пейзажи в безумно красивые кадры. Благодаря использованию естественного света ему удается запечатлеть на экране поразительно реалистичную картинку. Несмотря на то что цветовая гамма фильма преимущественно темная, это не мешает кинематографисту создать богатый визуальный ряд: чего только стоят огненно-оранжевые языки пламени во время взрыва. Андерсон и его команда подожгли нефтяную вышку, а затем включили камеры, пока тушили пожар. В результате получилась одна из самых эффектных сцен в кино. Нет ничего удивительного, что Роберт Элсвит получил за свою работу премию «Оскар».
Американская трагедия
Как бы это банально ни звучало, «Нефть» исследует темы, неподвластные времени. Если в первой половине фильма мы видим изображение типичной американской мечты — человек без гроша в кармане решает разбогатеть и добивается успеха, то во второй части эта самая мечта раскрывается с самых темных сторон. Сколько бы денег ни было у героя, ему никогда не будет достаточно. Арка Дэниела Плейнвью — кинематографический анализ возвышения человека в материальном плане и его оглушительное духовное падение. Пол Томас Андерсон представляет едкую критику капитализма и основных американских ценностей, которые станут движущей силой в XX веке (действие фильма происходит в начале столетия). Без каких-либо прикрас режиссер демонстрирует, как жадность может погубить все человеческое, религия является причиной многих конфликтов, а власть развращает людей из самых разных социальных слоев — будь ты нефтяником или священником.
Величайший Дэниел Дэй-Льюис и портрет антигероя
«Нефть» — фильм, который целиком и полностью принадлежит Дэниелу Дэй-Льюису (об этом как минимум свидетельствуют 43 награды, которых актер удостоился за свое перевоплощение). Сварливый голос, испачканное в пыли лицо и безумные глаза трансформируют мастера в устрашающего героя, который с первых минут доказывает, что без него картина едва ли могла состояться. Гипнотический Плейнвью — портрет одного из самых ярких антигероев в истории кино. С каждой минутой персонаж все больше погружается во тьму и безумие. Он не остановится ни перед чем для достижения цели, даже если очередной доллар в кошельке не принесет удовольствия, а лишь усугубит личное одиночество и злость на весь мир. Пол Томас Андерсон — профессионал в исследовании одержимых чем-либо героев, и вместе с Дэниелом Дэй-Льюисом им удалось создать лучшее творение, воплощающее зло во плоти.
Второстепенные герои
Дэниел Дэй-Льюис, несомненно, — сердце картины, а Плейнвью — главный винтик этой американской трагедии. Однако без второстепенных героев история не была бы столь впечатляющей, а жадный нефтяник не раскрылся бы со всех сторон. Больше всего похвалы заслуживает не кто иной, как Пол Дано, сыгравший в фильме сразу двух противоположных персонажей — Пола и Илая Сандеев. Актер не просто существует на разогреве у Дэй-Льюиса, а представляет одно из лучших и, к сожалению, недооцененных выступлений в кино. В какой-то степени Дано, воплощая на экране два характера, затмевает самого себя. Больше всего запоминается его перформанс в образе проповедника, который может и дьявола изгнать, и герою Дэй-Льюиса пощечину влепить. Любопытно, что изначально Пол Дано должен был сыграть небольшую роль брата Илая. Но после начала съемок режиссер решил заменить актера, выбранного на роль Илая, и предложить ее Дано. Братья превратились в близнецов, а у артиста в запасе осталось всего четыре дня, чтобы подготовиться к съемкам.
Незабываемый финал
«Нефть» — масштабная эпопея длиною 158 минут. К концу хронометража нефтяник добивается всего, к чему стремился: непомерное состояние, огромный особняк и безграничное влияние. Так же как и вступительная часть, финальная сцена оставляет неизгладимое впечатление. Талантливо снятый и поставленный фрагмент напоминает театральное представление. И, несмотря на то что название фильма (в оригинале цитата из Библии: There Will Be Blood) давало зрителям соответствующие намеки, никто не ожидал такой кульминации и всплеска насилия. Полу Томасу Андерсону удалось сделать фееричный финал, который еще долго остается в памяти.