Многие фильмы известных режиссеров можно узнать по их фирменному стилю. Кинематографисты на протяжении всей своей карьеры не раз возвращаются к одним и тем же мотивам. Однако иногда авторы отходят от привычного стиля и пробуют себя в других жанрах. Не всегда эксперимент оказывается удачным, но порой подобные работы больше прочих остаются в памяти у зрителей. Вспоминаем фильмы, когда мастера удивляли поклонников.
Еще в 1980-х начались разговоры об экранизации одноименного рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Фильм вышел лишь в 2008 году, а в режиссерское кресло сел не кто иной, как Дэвид Финчер. Для кинематографиста, который в большей степени известен мрачными психологическими триллерами, это было довольно необычным решением. В конце концов картину мог снять Стивен Спилберг — автор, чье имя никого не удивило бы в титрах драматического эпоса о мужчине, который родился стариком. Несмотря на многочисленные номинации на «Оскар», «Загадочная история Бенджамина Баттона» считается слабой работой в фильмографии Финчера. Впрочем, это не отменяет того, что в отрыве от карьеры режиссера кино выглядит действительно хорошим. Ведь талантливый постановщик выложился по полной, даже если картина совершенно не в его стиле.
Гай Ричи давно зарекомендовал себя как автор гангстерских фильмов. «Большой куш», «Карты, деньги, два ствола», «Джентльмены» — именно эти картины приходят в голову при упоминании британского режиссера. Но, как и у многих, у Ричи есть свои промахи: «Унесенные» — романтическая комедия, которая выделяется на фоне криминальных историй. Все дело в том, что с 2000 года режиссер был женат на Мадонне. Кинематографист снял для любимой клипы, а после и отдельный фильм с ней в главной роли. Картина была подвергнута критике и стала лауреатом «Золотой малины» сразу в нескольких номинациях, в том числе за худший фильм. К счастью, ни один последующий проект в карьере Ричи не повторил судьбу «Унесенных».
У Роберта Земекиса настолько многообразная карьера, что выделить определяющий стиль практически невозможно. Режиссер снял фильмы в самых разных жанрах: от культовой фантастики до трогательной анимации, от комедийных историй до мистического триллера. Однако даже в такой красочной палитре работ «Союзникам» словно бы нет места. Фильм представляет собой шпионскую драму о двух влюбленных с Брэдом Питтом и Марион Котийяр в главных ролях. Казалось, все козыри были на руках у Земекиса, но автор редко обращался к военному периоду и, увы, потерпел неудачу.
Еще до байопика База Лурмана Джон Карпентер снял свою оду королю рок-н-ролла. Фильм с Куртом Расселом в главной роли вышел через год после премьеры легендарного «Хэллоуина». «Элвис» стал для Карпентера одним из немногих шагов в сторону от узнаваемого почерка. Мастер хорроров и научной фантастики словно вышел из собственной зоны комфорта. Фильм также знаменует собой первое сотрудничество режиссера с Расселом, который позже снимется у постановщика в картинах «Нечто» и «Побег из Нью-Йорка». Если вам сделал больно новый фильм Лурмана с перформансом Остина Батлера, то «Элвис» Карпентера может усугубить ситуацию в разы.
«Интерьеры» — первая полноценная драма и одна из самых недооцененных работ в фильмографии Вуди Аллена. Фильм рассказывает о трех сестрах, каждая из которых по-своему реагирует на развод родителей. Многим поклонникам автора может не прийтись по вкусу зарисовка о жизни и смерти, где нет характерного алленовского юмора. Для режиссера же «Интерьеры» стали важной главой в карьере: фильм является данью уважения Ингмару Бергману — одному из любимых кинематографистов Аллена. «Интерьеры» — своего рода доказательство того, что Аллен не ограничивается одними лишь смешными портретами нервных героев. Картина стала предшественницей других сдержанных драм автора, выделяющихся на фоне большинства его творений, — спустя десятилетие режиссер снимет «Сентябрь» и «Другую женщину».
В это сложно поверить, но после триумфа «Крестного отца» и «Дракулы» Фрэнсис Форд Коппола снял комедию о десятилетнем мальчике, который выглядит намного старше своего возраста. Сама картина, может, и выглядит милой и забавной, но «Джек» совершенно не вяжется с предыдущими работами маэстро. На великого постановщика предсказуемо свалился всплеск критики, но сам Коппола всегда защищал фильм, повторяя, что ему не стыдно за свой труд. К тому же режиссер давно дружил с Робином Уильямсом и мечтал с ним поработать, а актер, в свою очередь, согласился сниматься в «Джеке» только при условии, что съемками займется Коппола.
Всего через три года после «Славных парней» Мартин Скорсезе снял костюмированную мелодраму, экранизацию произведения Эдит Уортон «Эпоха невинности». От режиссера меньше всего ждали викторианскую историю любви, но адаптация чувственного романа стала для Скорсезе возможностью поупражняться в другом жанре. Картина предсказуемо осталась в тени других масштабных работ мастера, а «Эпоха невинности» между тем выглядит внушительной картиной о сложных перипетиях в высшем обществе конца XIX столетия. И пусть этот литературный сюжет кажется несовместимым с остальным творчеством постановщика, сам Скорсезе отмечает, что фильм охватывает все темы, с которыми он обычно имеет дело.