К выходу «Удивительного приключения доктора Дулиттла», уже успевшего принести создателям огромные убытки, вспоминаем другие недавние примеры того, как голливудская денежная машина, несмотря на все расчёты финансистов и аналитиков, давала ужасающие сбои.
Если вы забыли о существовании этой диснеевской картины, мы вас не виним. Детский роман Мадлен Л'Энгл, на основе которого в 2017-м Disney поставили фильм, долгое время считался неэкранизируемым, и экранизация от Авы ДюВерней — между прочим, талантливой фестивальной режиссёрки, непонятно как оказавшейся у руля диснеевской сказки для самых маленьких, — лишь это доказала.
Фильм ругали за скомканность и шаблонность: очередная история об «избранном» ребёнке, очередные спецэффекты ради спецэффектов. Зрители тоже картину не оценили и проголосовали против неё деньгами: при бюджете в 125 миллионов долларов фильм собрал всего 130 и с учётом затрат на маркетинг потерял около 133 миллионов.
Когда «Пробуждение силы» ворвалось в прокат с рекордными премьерными показателями и в итоге по сборам чуть не добралось до «Аватара», вряд ли кто думал, что через пару-тройку лет диснеевская машина «Звёздных войн» даст сбой. И уж тем более, что причиной этого сбоя станет сольный фильм об одном из самых любимых персонажей серии.
У студии были огромные планы на франшизу, новые фильмы собирались ставить чуть ли не по два раза в год. Но после сомнительного зрительского приёма «Последних джедаев» ажиотаж вокруг «Звёздных войн» сильно спал, и на «Соло», вышедшего чуть ли не через полгода после «Джедаев», банально никто не пошёл. Тем более что и сам фильм получился максимально невзрачным.
Как итог — убыток в почти 80 миллионов долларов.
«Люди Икс» — очень странная франшиза, которую прямо посередине ее существования пришлось мягко перезапустить («Первый класс») с пинка — спасибо за это надо сказать Мэттью Вону. Правда, после успеха фильма Вон ушёл из серии, и на режиссёрское кресло вернулся Брайан Сингер, режиссёр первых двух частей. И если «Дни минувшего будущего» со сценарием Вона ещё удались, то вот на «Апокалипсисе» стало ясно: что-то опять идёт не так.
«Тёмный Феникс» эти подозрения закрепил — снимал его уже не Сингер, а продюсер и сценарист серии Саймон Кинберг, автор самых худших частей «Людей Икс» (в том числе третьей). И он себе не изменил: вновь снял «Последнюю битву», только в профиль, переняв и общие положения сюжета, и большинство ошибок предшественника.
Теперь уже прежних «Людей Икс» мы не увидим, и, судя по всему, слава богу: «Тёмный Феникс» при раздутом досъёмками бюджете в 200 миллионов собрал жалкие 250. Общие убытки — где-то от 90 до 122 миллионов.
Продюсерский проект Питера Джексона — одного из самых крутых блокбастерных режиссёров XXI века — оказался совсем не таким успешным, как его авторские работы. Уставший от больших бюджетов после «Хоббита», Джексон отдал «Хроники хищных городов» своему протеже и мастеру по визуальным эффектам Кристиану Риверсу. Поэтому со спецэффектами в картине всё прекрасно — а вот со всем остальным проблемы.
Риверс оказался довольно посредственным повествователем и не очень-то пластичным режиссёром — при всей визуальной бомбастике «Хроники» сняты довольно скучно. И ещё скучнее написаны.
Вместе с откровенно плохой маркетинговой кампанией эти промахи принесли фильму убытки в 178 миллионов долларов. Сделав картину одной из самых провальных в истории вообще.
«Бэтмен против Супермена» не назвать любимцем критиков, но за счёт громкого названия и любви преданных фанатов DC он собрал хорошую кассу. А вот с «Лигой справедливости» такого не вышло — люди, которым не нравились прошлые картины DCEU, на неё не пошли, а поклонники яркой режиссуры Зака Снайдера разочаровались в проекте, когда к концу съёмок постановщика заменили на Джосса Уидона.
Фильм получился странным Франкенштейном из идей Снайдера, разбавленных более мягким и комичным подходом Уидона а-ля его же «Мстители». Зрители такую эклектику не оценили — несмотря на сборы в 600 миллионов долларов, из-за обширных досъёмок и огромной промокампании фильм потерял около 100 миллионов. Заставив Warner Bros. наконец пересмотреть свой подход к созданию киновселенной — так что, может, оно и к лучшему.
Один из последних громких примеров ужасающего голливудского провала. «Кошек» оскароносного режиссёра Тома Хупера, автора «Король говорит!» и «Девушки из Дании», не высмеял только самый-самый ленивый. Им досталось и на «Оскаре», и на «Золотой малине», а рецензии на фильм выглядят как стэнд-апы, где критики щеголяют остротами в отношении всех негативных качеств картины (то есть, видимо, просто всех качеств).
Забавно, что Хупер уже до этого снимал экранизацию мюзикла — вот только это были «Отверженные», на экране кинотеатра выглядящие не хуже, чем на сцене Бродвея. А вот кто решил, что странная история об антропоморфных котах «засияет» на большом экране, — большой вопрос. В любой случае человек этот был чрезвычайно не прав, и сборы это подтверждают: при бюджете в 100 миллионов фильм собрал всего лишь 73 по всему миру.
Закончим виновником торжества — новым прочтением классического детского фильма «Доктор Дулиттл» с Робертом Дауни-младшим в главной роли. Для актёра, только-только покинувшего киновселенную Marvel, фильм должен был стать новым прорывом и доказательством, что ему и без костюма Железного человека вполне комфортно на Голливудских холмах. Но вышло наоборот.
Фильм уничтожили за плохую графику, удивительно глупый сценарий и неадекватный тон повествования, то пытающийся уйти в личную драму, то радующий зрителя пердильными шутками, над которыми не засмеётся, кажется, даже младенец. Самое смешное, что даже оригинальный «Доктор Дулиттл» 63-го года с грохотом провалился в прокате — непонятно, на что надеялись Universal в этот раз.
Зато понятно, что получили: 100 миллионов убытков.