На праздники по всем каналам показывают старое кино — под шутки из «Иронии судьбы» и «Джентльменов удачи» раскладывало оливье по тарелкам уже не одно поколение наших соотечественников. Сегодня мы решили вспомнить несколько ярких советских новогодних фильмов: признанную классику и несколько подзабытых, но не менее талантливых картин.
Начнём с самого «стереотипного» советского новогоднего фильма — бессмертной классики Эльдара Рязанова о бедном Жене Лукашине, которого друзья по пьяни засунули в самолёт, а сам он перепутал свой дом и улицу с точно такими же в Санкт-Петербурге. «Иронию судьбы» у нас воспринимают как традиционный праздничный фильм, который не столько смотрят, сколько включают на фоне, пока режут салаты и накрывают на стол: большинство, вероятно, и вовсе не видели картину дальше её самых известных эпизодов — купания Ипполита в одежде и открывающего застолья в бане. Потому что, посмотри они фильм целиком, всё праздничное настроение мигом бы улетучилось. За новогодним флёром в «Иронии судьбы» скрывается щемящая мелодрама и совсем не весёлая рефлексия о жизни советского гражданина в бесчувственных железобетонных джунглях. На эти праздники предлагаем наконец посмотреть шедевр Рязанова целиком тем, кто этого прежде никогда не делал.
С комедиями Леонида Гайдая в плане популярности у нас может соперничать только вот эта картина Александра Серого (больше ничего известного, к сожалению, не снявшего) по сценарию Георгия Данелии. Авантюрное приключение добродушного директора детсада, оказавшегося двойником сурового криминального авторитета и потому засланного в его банду с целью узнать местоположение очень ценного шлема Александра Македонского, радует не только искромётным юмором. Но и какой-то искренней, глубокой любовью к своим неидеальным героям: печальный монолог «умершего» персонажа Вицина запоминается не меньше, чем все комичные крылатые фразы.
«Морозко» — культовая сказка Александра Роу, возможно, главного фантазёра советского кино, который, кроме прочего, снял «Варвару-красу, длинную косу», «Марью-искусницу» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». В фильме как будто бы объединилось несколько историй сразу: тут и классическая притча о злой мачехе, отправляющей несчастную падчерицу на мороз посреди зимы; и трагедия хвастливого парня, которого лесной колдун превращает в медведя (в сцене, которая будет в кошмарах сниться ещё многим маленьким зрителям, посмотревшим фильм); и милый сюжет о бородатом волшебнике, помогающем героям встретиться. Роу изящно переплетает разные сказочные архетипы и тропы внутри одной картины — которая, кстати, до сих пор выглядит очень эффектно.
Вольная экранизация одной из самых неординарных книг братьев Стругацких — комедийного фэнтези «Понедельник начинается в субботу» о магическом НИИЧАВО, научно-исследовательском институте Чародейства и Волшебства, где люди в сказочных костюмах исследуют сказочные феномены (в фильме он превратился в НУИНУ, научный универсальный институт необыкновенных услуг). Это и яркий новогодний мюзикл, и одновременно острая сатира, которая добавляет в сюжет о корпоративных интригах и бюрократических проволочках неожиданные элементы вроде волшебных палочек. И показывает, что в СССР даже простое праздничное чудо не могло произойти без проверки начальства и сотни подписанных бумаг.
Пришельцы добираются до Земли и попадают в обычный советский ДК прямо в разгар празднования Нового года. Они пытаются всех убедить в своём инопланетном происхождении и поделиться историями о межпланетных полётах, но никто им не верит: гостям остаётся только влиться в поток и попытаться понять, что же творится на этой весёлой планете. Фильм Юрия Саакова — уже не совсем очевидный вариант праздничного кино, хотя его и показывают каждый год по ТВ на Новый год. Это наивная, эксцентричная и милая история о том, что лучший способ узнать человека — посмотреть за тем, как он что-то отмечает. А у нас, как известно, любят праздновать широко и с душой.
Эльдар Рязанов вообще очень любит новогодний антураж — кроме очевидной «Иронии судьбы» в списки праздничной классики всегда входит ещё и его «Карнавальная ночь». Но мы решили выбрать менее известную работу мастера, трагикомедию «Зигзаг удачи» о работнике провинциального фотоателье, который выигрывает в лотерее 10 000 рублей. Вот только билет он купил на деньги из общей кассы — и теперь коллеги вынуждают его делиться наградой.
Комический конфликт становится лишь основой для хитросплетения интриг: удачная и неудачная любовь, разного рода внутренние проблемы советского коллектива, которые позже станут основой рязановского же «Гаража». 31 декабря занимает в сюжете очень важное место: на праздник происходит кульминация всех маленьких и больших историй. И также Новый год становится для режиссёра универсальным примирительным символом: как бы сложно ни было героям порой разобраться в себе, он даёт им шанс на чудо.
В этой картине Алла Сурикова, создательница «Человека с бульвара Капуцинов», вновь осмысляет исконно зарубежные жанры в формате полутеатральной советской комедии. Только вместо вестерна — ироничный детектив о бойкой парижской телефонистке, которая в канун Нового года находит тело и решает сама провести расследование убийства. Если вы устали каждые праздники смотреть одно и то же, «Ищите женщину» может стать хорошим альтернативным вариантом — это резвое, изящное и смешное кино с каким-то невероятным подбором артистов: тут и Сергей Юрский, и Леонид Куравлёв, и Александр Абдулов, и молодой Леонид Ярмольник.