Ровно 65 лет назад Билли Уайлдер вогнал один из последних гвоздей в кодекс Хейса, выпустив эксцентричную черно-белую комедию «В джазе только девушки». Мэрилин Монро в роли Душечки-пьяницы, Тони Кертис и Джек Леммон в женских одеяниях и Джордж Рафт в качестве главы мафии навсегда запомнились зрителю как одни из лучших комедийных образов. По случаю памятной даты вспоминаем несколько фактов о культовой картине и процессе ее создания.
Вместо Джека Леммона мог быть Фрэнк Синатра
Решение о том, какие артисты составят главный дуэт, пришло к Уайлдеру не сразу. В Тони Кертисе он был уверен и без промедлений пригласил его на роль Джо, а вот Джерри должен был сыграть Фрэнк Синатра. Как мы понимаем, великий певец в комедию не попал, но точную причину нестыковки установить не удалось. Сам Уайлдер высказался мягко: мол, был не уверен в Синатре как актере и знал о раздражительности звезды, поэтому рисковать не стал. А вот в версии продюсера фильма Л. Даймонда антагонистом стал сам режиссер: Уайлдер назначил Фрэнку встречу за ланчем, а тот не явился. Уайлдер не мог стерпеть такого оскорбления, поэтому решил ангажировать Джека Леммона. Правда, до него от роли Дафны отказался еще и Джерри Льюис, сказав, что не заинтересован в переодеваниях в женское, — актер даже назвал Уайлдера болваном, в чем потом раскаивался.
Нелегко быть женщинами
У Кертиса и Леммона было свое видение образов Джо-Джозефины и Джерри-Дафны. Когда дело дошло до внешнего вида, актеры выдвинули условия: им нужны были платья от Орри-Келли, художника по костюмам и лауреата трех премий «Оскар», работавшего с Мэрилин Монро. Теперь предстояло решить, какими героинями будут Джозефина и Дафна. «Он выглядел как пирожное за 20 центов», — сказал Кертис о Леммоне, который решил говорить высоким голосом и вести себя глуповато. Нужна была противоположность, поэтому Тони выбрал образ «величественной леди, как моя мама или Грейс Келли». Правда, Кертис никак не мог поддерживать фальцет на протяжении всех съемок, поэтому Уайлдеру пришлось комбинировать его голос с озвучкой актера Пола Фриза. Отличался и подход к ходьбе на каблуках: актеры наняли танцовщицу кабаре по имени Барбетт, чтобы та учила их ходить, но Леммон быстро отказался от этой идеи — он посчитал, что надо не играть женщину, а, наоборот, остаться неуклюжим мужчиной на шпильках.
Грим тоже согласовали не с первого раза. Кертис и Леммон часами готовили свои образы, и как только все было готово, Уайлдер отправил их в женский туалет — проверить, удастся ли обмануть других. Никто ничего не заметил, и режиссер было утвердил вариант, но Кертис был недоволен: ему казалось, что внешность должна быть гламурнее, а сейчас актеры просто похожи на некрасивых женщин. После того как Тони и Джеку сделали новый грим, в туалете их сразу же опознали — пришлось вернуться к первому варианту.
Мечты сбываются
Уайлдер мечтал поработать с Кэри Грантом и, можно сказать, почти заполучил его для «В джазе только девушки». У Кертиса был еще один образ — помимо Джозефины он сыграл фальшивого миллионера Джуниора, наследника Shell Oil. Тони долго думал, как же изобразить лжеца, поэтому посоветовался с режиссером. Уайлдер предложил сыграть, как самому Кертису кажется правильным, а тот решил пародировать Кэри Гранта. Позже Билли так и сказал: «Кертис подарил мне Кэри Гранта!» Все были довольны, кроме самого виновника торжества. Когда Грант посмотрел фильм, то уточнил: вообще-то, в жизни он так не разговаривает.
Сложная Душечка Монро
Певицу с пристрастием к алкоголю могла сыграть Митци Гейнор, но Мэрилин Монро вовремя освободилась от другого проекта, и Уайлдер позвал ее на главную роль. И это несмотря на то, что на съемках «Зуда седьмого года» актриса вымотала режиссеру все нервы. Решение поработать с Монро снова кинематографист прокомментировал так: «Я знал, что буду сходить с ума иногда, но убеждал себя — хотя бы я не женат на ней, правда? Потом приходил домой, не ужинал, принимал снотворное и утром начинал все сначала». На момент съемок «В джазе только девушки» у Мэрилин были серьезные проблемы с алкогольной зависимостью, поэтому реплики актриса запоминала не с первого и даже не с пятого раза. Если верить создателям картины, потребовалось 47 дублей, чтобы Монро правильно сказала: «Это я, Душечка».
Удивительно, но во время репетиций актриса появлялась вовремя, помнила диалоги и показывала «элегантную вульгарность», которую искал Уайлдер. Однако с началом съемки ситуация поменялась — иногда Монро могла опоздать на несколько часов и сказать, что забыла дорогу в студию, а потом еще и раз за разом портить дубли. Из-за этого Уайлдеру приходилось использовать те варианты, где Мэрилин была хороша, а Кертис и Леммон и так выкладывались раз за разом. После окончания съемок режиссер не выдержал, сравнил мозг Монро со швейцарским сыром (потому что в нем много дырок) и усомнился, человек ли она вообще или очередной продукт химической компании DuPont. На эти замечания Мэрилин предложила Уайлдеру уделять больше времени любовным утехам. Позже, уже после смерти актрисы, Билли все-таки смягчился: «У меня не было проблем с Монро. У Монро были проблемы с Монро».
Отсылки к гангстерам
Уайлдер подошел к исполнителям ролей полицейских и грабителей со всей серьезностью. На роль Коломбо «Белые гетры» режиссер позвал звезду «Лица со шрамом» Джорджа Рафта и, конечно, не мог не обыграть такой выбор. В одной из сцен Коломбо спрашивает: «Где ты научился этому дешевому трюку?» — цитируя героя Рафта из «Лица со шрамом». Позже Коломбо разбивает о голову приспешника грейпфрут — это отсылка на культовый фильм «Враг народа». Вообще главным вдохновением для образа Коломбо, идущего по пятам главных героев, стал Аль Капоне. В начале «В джазе только девушки» банда «Белых Гетр» расправляется с конкурентами — так же Капоне поступил на День святого Валентина в 1929 году.
Не самая лучшая комедия, но хороший мюзикл
Список Американского института кино из 100 лучших комедий, опубликованный в июне 2000 года, возглавила картина «В джазе только девушки», с чем Уайлдер был не согласен: «Это приятно, но неправда». Режиссер был уверен, что комедия — слишком субъективный жанр, чтобы отдавать кому-то первое место. Несмотря на это, фильм не только стал любимчиком зрителей, но и лег в основу двух мюзиклов. Первая постановка называлась Sugar и сконцентрировалась на персонаже Монро — премьера состоялась в 1972 году. Спустя еще 30 лет случился мюзикл «В джазе только девушки» с Тони Кертисом — только в постановке он сыграл Осгуда Филдинга III, 75-летнего миллионера, роль которого в фильме исполнил Джо Браун. Кертис был в восторге от постановки, не пропустил ни одно из 273 выступлений, где впервые пел и танцевал на сцене.
Все гениальное просто
Когда пришло время как-то закончить фильм, Уайлдер и Даймонд были в замешательстве. В сцене, где герой Леммона открывает свой маленький секрет и срывает парик, звучит легендарная фраза: «Никто не идеален». На моменте работы над сценарием реплика была черновым вариантом — над ней думали целую неделю, но никто не написал ничего лучше. Создатели даже представить не могли реакцию зрителей: позже Уайлдер рассказывал, что «фраза вызвала один из самых громких смехов, который мне вообще доводилось когда-либо слышать в кинотеатре».