Ренессанс российских сериалов повлек за собой всплеск нестандартных женских образов на телевидении. Место стереотипных персонажей постепенно заняли живые героини, с которыми можно себя ассоциировать или как минимум узнать в них знакомых и подруг. Появились также экранные типажи, выходящие за рамки привычных архетипов (верная жена, коварная любовница, роковая женщина): пришло время антигероинь, за которыми безумно интересно наблюдать. Вспоминаем наиболее яркие проекты последних лет, где женщины вызывают восхищение, любопытство и понимание.
Ренессанс российских сериалов повлек за собой всплеск нестандартных женских образов на телевидении. Место стереотипных персонажей постепенно заняли живые героини, с которыми можно себя ассоциировать или как минимум узнать в них знакомых и подруг. Появились также экранные типажи, выходящие за рамки привычных архетипов (верная жена, коварная любовница, роковая женщина): пришло время антигероинь, за которыми безумно интересно наблюдать. Вспоминаем наиболее яркие проекты последних лет, где женщины вызывают восхищение, любопытство и понимание.
«Чики» – не только главный отечественный сериал 2020 года, но и проект, который встряхнул индустрию и протоптал дорогу следующим смелым историям. Драмеди о секс-работницах показало зрителям другую сторону России – южный регион с арбузами, местными порядками и квинтэссенцией патриархата. В этой среде обитают Люда (Варвара Шмыкова), Света (Ирина Носова) и Марина (Алена Михайлова). Девушки работают на трассе и не задумываются о будущем, пока в город не приезжает старая подруга Жанна (Ирина Горбачева). Она решила открыть на малой родине фитнес-центр, а троица поддерживает идею экс-колежанки.
Секрет успеха проекта кроется не столько в аутентичном сеттинге, сколько в фактурных героинях и кипящих жизнью диалогах. Провинциальные девушки матерятся, злятся, совершают ошибки, пытаются уйти с панели ради самих себя. Без попыток шокировать аудиторию и лишней драматизации Эдуард Оганесян показывает на экране непростую рутину женщин, которым не особенно повезло в жизни. Но подруги не отчаиваются. Осталось лишь побороться за лучшее место под палящим солнцем.
Анна (Светлана Иванова) в мокрой одежде и с пустым взглядом приходит в отделение полиции, чтобы написать заявление об изнасиловании. Синяков на теле и слов оказывается недостаточно, чтобы блюстители закона приняли всерьез девушку. Вместо понимания окружающих – постоянное осуждение, вместо справедливости – ежедневная борьба.
Создательница сериала Валерия Гай Германика тщательно обрисовывает ситуацию виктимблейминга – положения, при котором жертва обвиняется в том, что с ней стряслось. Режиссерка обращает внимание на то, как общественное мнение усугубляет состояние пострадавших и воспринимает сексуализированное насилие в целом. Даже в 2023 году люди могут пристыдить девушку за то, что та якобы спровоцировала преступника внешним видом или уровнем алкоголя в крови. Бунт учительницы – напоминание о важности обоюдного согласия, о необходимости говорить, слушать, прислушиваться и, разумеется, верить.
Наталья Кустова (Любовь Аксенова) уверенным шагом заходит в помещение, чтобы провести проверку пожарной безопасности. Каждая инспекция завершается для организаций пустым кошельком, а для расчетливой сотрудницы – возможностью прикупить брендовую одежду. Такой предстает антигероиня, разрушающая гендерные стереотипы и привычные сериальные тропы. Если кратко, то Любовь Аксенова сыграла девушку, которая очень любит красную помаду и деньги.
История то ли искупления Натальи, то ли банальной попытки выжить запускается после известия, что нужно срочно провести пересадку почки. Но готовых на жертву близких у коррумпированной москвички не осталось. Безусловно, подобные персонажи и ранее появлялись в отечественном кино. Но редко когда режиссеры ставили именно противоречивую женщину в центр истории. Такие роли чаще всего доставались мужчинам: обаятельные мерзавцы в исполнении кумиров поколения давно стали залогом успеха проекта. Оттого за сюжетом Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой так интересно наблюдать, а героиня Аксеновой выглядит глотком свежего воздуха на российском телевидении.
Несостоявшаяся актриса Саша Зорина (Лена Тронина) пополняет коллекцию женских образов, которые сложно назвать ролевыми моделями. Александра стала звездой в раннем возрасте, когда снялась в культовой картине «Аврора». Спустя годы от былой славы ничего не осталось. Теперь девушка работает в кол-центре психологической помощи и выслушивает вопли отчаявшихся людей, намеренных совершить самоубийство. А еще ворует вещи у знакомых, не может заплатить за квартиру и злоупотребляет алкоголем. Узнав о беременности, Саша пытается понять, кто потенциальный отец ребенка. Задача не из простых, если прошедший месяц практически выветрился из головы.
Роман Волобуев демонстрирует на экране будни девушки, которая разбирается в чертогах разума и пытается перешагнуть через давнюю травму. Саша – безумно обаятельная неудачница. А каждый эпизод – отдельное приключение с поучительным выводом. В конце концов героине придется взглянуть в глаза прошлого и сделать шаг в будущее.
Еще один проект Романа Волобуева. Если «Аврора» иронизирует над актерской сферой, то «Последний министр» – политическая сатира. Несмотря на то что в центре истории неудачливый Тихомиров (Ян Цапник), в сериале есть как минимум одна яркая героиня, мимо которой невозможно пройти. Речь, конечно, о Ксении Нечаевой (Ольга Сутулова) – первом заместителе министра. «Железную леди» коллеги называют самой умной сотрудницей на грани нервного срыва. Молодая женщина в идеальном черном костюме приковывает взгляд и оставляет в тени прочих персонажей разношерстного российского ситкома. Сам Волобуев сравнивает Нечаеву с Вергилием. И если коридоры министерства – своеобразный ад, то Ксения Борисовна – идеальный сопровождающий как Тихомирова, так и зрителей. Порой кажется, что она единственный человек, способный разобраться в круговороте бюрократии и в политических интригах. Если кто-то и спасет Россию во вселенной Волобуева, то это ее величество Нечаева.
Старшеклассница Алиса (Елизавета Ищенко) узнает, что скоро ослепнет. Мама (Анна Михалкова) старательно скрывала от нее правду. Ярость закипает внутри героини: она решает бросить учебу, стать содержанкой и продать девственность. Для Алисы бунт – не только одна из стадий принятия, но и возможность пожить без правил и повидать мир до наступления кромешной тьмы.
Кинематографистка Наталия Мещанинова не в первый раз обращается к сюжету о подростках: за год до сериала «Алиса не может ждать» вышел проект «Пингвины моей мамы», где в центре сюжета была не девочка, а 15-летний мальчик. Сериал о слепнущей героине содержит в себе сразу несколько линий: это и история о токсичной обстановке в семье, и зарисовка абьюзивных отношений, в которых застряла сестра Алисы, и рассказ о сложностях материнства. Но в первую очередь детище Мещаниновой представляет собой тонкое исследование взросления. Алиса – сложная и неоднозначная героиня. Иными словами, обыкновенная девочка-подросток, которая слишком рано столкнулась с плеядой недетских проблем.
«Нежность» Анны Меликян родилась из одноименной короткометражки и является ее продолжением. Педантка Елена Ивановна (Виктория Исакова) из-за пари должна за сутки найти себе мужчину для секса. Мимолетная связь на одну ночь в Петербурге превращается в историю любви. Но по возвращении в Москву она не может связаться с тем самым незнакомцем. Елена Ивановна пытается отыскать мужчину мечты. Расширить короткометражную ленту до 11-серийного проекта оказалось удачной идеей. Если изначально история Анны выглядела как среднестатистический ромком, то позже сериал приобрел иной окрас. За несколько эпизодов героиня Виктории Исаковой успевает обнажить душу и, что самое главное, выйти из образа фантастической воздушной женщины. Как выясняется, Елена Ивановна – одинокая карьеристка с комплексами и страхами из-за осуждения общества. «Нежность» в конечном итоге превращается в манифест поиска гармонии внутри и обретения любви к себе в любом возрасте. А это, как известно, гораздо важнее свиданий.
Это текст из специального печатного издания Printed, которое можно купить.