Если одиночество у вас ассоциируется только с такими фильмами, как «Стыд», «Она» и «Трудности перевода», пришло время исправляться. Вспомнили еще 7 отличных фильмов, которые демонстрируют ужасы одиночества в современном мире.
Монументальная четырехчасовая китайская драма с красивым названием «Слон сидит спокойно» сплетает судьбы четырех во многом разных, но одинаково непонятых и одиноких людей, которые становятся одержимыми то ли слухом, то ли притчей, что в одном из северных городов Китая живет слон, игнорирующий окружающий его мир. Один из лучших фильмов 2018 года известен не в последнюю очередь из-за биографии его режиссера, ученика великого Бела Тарра, Ху Бо, который покончил с собой сразу после съемок дебюта. Эта необязательная для восприятия картины деталь тем не менее задает ей настроение: во время просмотра понимаешь, что такое меланхоличное и тягучее кино мог создать только одинокий человек в глубокой депрессии.
Вторую режиссерскую работу Чарли Кауфмана — сценариста фильмов «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума» — пришлось ждать долгих 7 лет, но любой фанат его творчества уверенно скажет, что ожидания были оправданны. «Аномализа» — выполненная в кукольной анимации кафкианская история писателя Майкла, приехавшего с выступлением на очередную конференцию по обслуживанию клиентов. Потерявший интерес к жизни герой видит окружающий мир в серых тонах, а людей — с одинаковыми лицами и голосами. В отеле он встречает девушку Лизу, которой из-за сохранившейся внешности и голоса дает имя Аномализа. Однако даже короткое пробуждение к жизни и мимолетная радость от нового знакомства заканчиваются, когда героиня становится в глазах Майкла такой же, как остальные.
Александр Пэйн — один из главных американских режиссеров и двукратный обладатель премии «Оскар», который подпортил фильмографию провальной картиной «Короче». Однако перед ней Пэйн подарил фанатам «Небраску» — драмеди и роуд-муви про старика, который поверил в рекламную листовку с поздравлением, что он выиграл миллион долларов. Вместе с сыном, который понимает, что это обычная реклама, он отправляется в Небраску, чтобы забрать призрачный выигрыш, по пути навещая места, в которых он вырос, и встречая людей, которых когда-то пришлось оставить позади. Возможно, один из главных американских фильмов прошлого десятилетия об одиночестве, в котором черно-белая картинка подчеркивает поэтичность истории, выдающиеся пейзажи одноименного штата и отчуждение героев.
Отчуждение и неспособность к коммуникации — основные мотивы творчества турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, поэтому любой его фильм мог быть в этой подборке. «Зимняя спячка», однако, отличается от остальной фильмографии неожиданным влиянием трагикомичных рассказов Антона Чехова и психологизма фильмов Ингмара Бергмана. На нетуристическую для Анатолии зиму закрывают отель — на его огромной территории несколько месяцев вынуждены жить вместе владелец отеля, некогда успешный театральный актер, молодая и охладевшая к нему жена и его сестра, переживающая болезненный развод. Трое разных героев бродят по красивым заснеженным полям, долго и по-театральному выразительно спорят между собой, чтобы наконец-то понять простую истину: одиночество — залог их счастья.
Выдающийся тайваньский режиссер Эдвард Ян до сих пор остается малоизвестной фигурой для массового зрителя, хотя его картины все чаще попадают в списки лучших. Например, его последняя работа «Один и два» и вовсе признана одним из главных фильмов XXI века. Несмотря на простое название, «Один и два» — это масштабная история о человеческой жизни от рождения до смерти на примере нескольких поколений одной многочисленной тайваньской семьи. Амбициозный замысел позволяет режиссеру продемонстрировать калейдоскоп жизненных тем: от ошибок прошлого и меланхолии, которой пронизана человеческая жизнь, до парадоксального одиночества в мире с развитыми технологиями, которые, наоборот, созданы, чтобы объединять людей.
После успеха фильма «Зильс-Мария» французский режиссер Оливье Ассайас продолжил сотрудничество с Кристен Стюарт и пригласил ее в новый проект — психологическую драму о призраках, высокой моде, одиночестве и смерти. «Персональный покупатель» посвящен истории Морин, помощницы известной супермодели, которая покупает для начальницы стильные наряды, пока переживает смерть брата-близнеца. Внезапно она начинает получать сообщения с неизвестного номера — запутанные и обрывистые, но их, как ей кажется, мог написать только умерший брат. По Ассайасу, в современном обществе, где мессенджеры давно заменили живое общение, есть место и призракам, которые бродят где-то рядом и, кажется, ощущают себя реальнее вечно одиноких людей.
Существуют ли более одинокие люди, чем подростки, которые из-за переходного возраста постоянно чувствуют себя непонятыми, преданными и ненужными? «Аквариум» британской постановщицы Андреа Арнольд как раз посвящен такой героине — вечной агрессивной 15-летней Мии, которую выгнали из школы из-за ее равнодушия и враждебности. Единственным другом героини становится новый ухажер ее пофигистичной матери — он проникается симпатией к девушке и делает все, чтобы она наконец поняла: увлечение танцами — ее единственная путевка в лучшую жизнь. Тяжелая социальщина, которая к финалу превращается в поэтичную историю о том, что свобода неразрывно связана с одиночеством.