Сыграть настоящую историческую фигуру в кино – задача не из легких, но некоторым актерам и актрисам удалось не только правдоподобно сыграть легендарного человека в кино, но еще и стать его двойником. Рассказываем про 8 удивительных актерских перевоплощений.
Духоподъемный байопик Ричарда Аттенборо рассказывает о подвижнической жизни индийца Махатмы Ганди, чьи слова и поступки стали символами добра и нравственности для общества в ХХ веке. Его философия непротивления злу насилием отозвалась в сердцах многих людей и привела к настоящим политическим и социальным изменениям в Индии.
Актер Бен Кингсли, хотя и родился в Англии, имеет индийские корни – его настоящее имя Кришна Пандит Бханджи. Поэтому к образу Махатмы Ганди он подошел со всей ответственностью. В круглых очках и со слегка оттопыренными ушами Кингсли не отличить от портретов духовного лидера. За свое перевоплощение он удостоился премии «Оскар», и вплоть до сегодняшнего дня актер, пожалуй, не сыграл столь значительной и важной роли в кино.
Имя Алекса Кокса неразрывно связано с феноменом культового кино 1980-х – он поставил «Конфискатора», «Сида и Нэнси» и безумный панк-вестерн «Прямо в ад». Историю Сида Вишеса – скандального басиста Sex Pistols и иконы панк-культуры – Кокс снял со знанием дела, поскольку был глубоко погружен в мир британского андерграунда. Вишес получился у него бунтарем-романтиком, бросающим вызов обществу и трагически не вписавшимся в него.
Гэри Олдмен прекрасно влился в образ талантливого и меланхоличного маргинала. Его мимика, нервозные ужимки и кривляния отлично передают состояние наркотического прихода и последующей за ним апатии и депрессии. Нельзя не упомянуть и Хлою Уэбб, сыгравшую Нэнси Спанджен – подругу Сида. Их с Олдменом дуэт замечательно проиллюстрировал кратковременную, но яркую судьбу британского панк-движения.
Байопик Оливера Стоуна об одном из героев рока Джиме Моррисоне местами напоминает фантасмагорию, шаманскую мистерию. В фильме много исторических допущений, однако сам образ, воплощенный на экране Вэлом Килмером, удалось уловить идеально. Моррисон в «Дорз» показан своеобразным символом эпохи, в его дерзких песнях и безумном образе жизни воплотились страхи и травмы Америки 1960-х. Стоун при этом показывает, что Моррисон, в общем, непредставим в отрыве от этого бурного десятилетия, плотью от плоти которого он являлся.
Обложки и промокадры «Дорз» имитируют прижизненные фотосессии Джима Моррисона, и Вэл Килмер настолько сильно похож на своего героя, что нетрудно их перепутать. Актер досконально изучил сохранившиеся видеозаписи музыканта, много общался с членами группы The Doors и сумел отобразить на экране дух великого артиста с предельной точностью.
Перед режиссером Спайком Ли стояла непростая задача. Малькольм Икс – самый известный наряду с Мартином Лютером Кингом борец за права афроамериканцев – был фигурой противоречивой и сложной. Однако «Малькольм Икс» можно считать во многом предтечей сегодняшних многочисленных фильмов об истории американского расизма и борьбы с ним.
Дензел Вашингтон не только очень похож внешне на Малькольма Икс, но и прекрасно изобразил его твердость и непреклонность. Актер строго следует за эволюцией своего героя – от радикала-активиста до более терпимого человека, признающего равенство между всеми расами и социальными классами.
Фильм Джули Теймор замечательно воссоздает атмосферу, царившую в начале прошлого века в Мексике – столице искусства, поэзии и политических споров. Бурная жизнь Фриды Кало показана в фильме в поэтических и романтических красках, по-своему объясняющих какие- то мотивы ее выдающихся сюрреалистических картин.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «Фрида» – лучшая роль в карьере Сальмы Хайек. У актрисы было много разноплановых экранных образов, и уже к моменту выхода фильма она показала, что может быть не только грозной вампиршей из «От заката до рассвета», но и замечательной комедийной и драматической актрисой. Но во «Фриде» ее талант раскрылся во всей красе, а сравнивая кадры с Хайек из фильма с фотографиями самой Кало, нетрудно ошибиться и перепутать их. Хотя, казалось бы, гример только прибавил актрисе пышность бровей. Все остальное – актерская пластика и мастерство имитации.
Экранизация жизни знаменитого музыканта Рэя Чарльза, снятая режиссером Тэйлором Хэкфордом, представляет собой классический образец байопика. Ослепший в раннем детстве Чарльз долгие годы борется с собственными демонами, а также с нетерпимым отношением к себе со стороны общества. Фильм очень удачно выстроен композиционно, и избавление от юношеских травм сопровождается исцелением от наркотической зависимости, а также рождением великих музыкальных хитов Чарльза.
Главную роль в «Рэе» исполнил Джейми Фокс, филигранно имитирующий неповторимые повадки слепого музыканта. Его манеру игры на пианино (Чарльз играл буквально всем телом) актер воспроизводит с необыкновенной точностью и вниманием. Кроме того, Фокс в темных очках и со странноватой кривой улыбкой на лице внешне неотличимо похож на прототип своего героя.
До выхода сериала Netflix «Корона» зрительский интерес к жизни британской королевы Елизаветы II удовлетворил режиссер Стивен Фрирз. «Королева» – остроумный и тонкий портрет пожилой монархини и ее отношений с современным миром: с либеральным премьер-министром Тони Блером, с несчастным принцем Чарльзом и, конечно, принцессой Дианой.
Хелен Миррен собрала за роль в «Королеве» все мыслимые актерские награды. Она безупречно вошла в образ и соблюдала баланс на очень тонкой грани между сатирой и драмой. Ее Елизавета получилась одновременно потешной старушкой, не поспевающей за веяниями времени, и фигурой предельно одинокой, несущей бремя короны на протяжении всей жизни.
Британская театральная постановщица Филлид Ллойд, кажется, пришла в кино лишь из одной любви к Мерил Стрип. Она поставила всего две картины – Mamma Mia! и «Железная леди», – и в обеих актриса не только лидирует, но и играет одни из самых запоминающихся своих ролей.
«Железная леди» рассказывает о жизни и политической карьере премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Фильм стремится сыграть на контрасте между жесткой политикой, образом чопорной и по-своему циничной женщины и ее личной жизнью – вдали от кабинетов и геополитики. Хотя сама Тэтчер невысоко оценила работу Стрип, актриса предельно близко имитирует ее облик и характер на экране. Ей удается показать сложные грани ее личности и, в общем, вызвать к политику симпатию и сочувствие. Очередной «Оскар» в кармане Стрип за эту роль вполне заслужен.