2024-й — еще один отличный год для детективных сериалов. С новыми сезонами вернулись хиты вроде «Убийств в одном здании» и «Настоящего детектива», а массового зрителя привлекали как отечественные («Трасса», «Внутри убийцы»), так и зарубежные премьеры («Презумпция невиновности», «Идеальная пара»). Впрочем, все это лишь верхушка айсберга: за последние 12 месяцев вышла сотня-другая представителей жанра.
Мы собрали восемь отличных, но непопулярных детективных сериалов 2024 года, которые вы могли пропустить.
«Интерьер Чайнатауна» — экранизация одноименного романа-бестселлера, адаптацией которого занимались сам автор, Чарльз Ю, и вездесущий Тайка Вайтити. Получилось достойно, но этого современному зрителю, кажется, недостаточно — сериал прошел практически незаметно. В центре сюжета актер-неудачник Уилис (Джимми О. Ян), который постоянно играет в массовке стереотипных азиатских персонажей. Однажды парень становится свидетелем похищения в Чайнатауне, а на следующий день получает предложение обаятельной следовательницы (Хлоя Беннет) разобраться в происходящем. Попытка перевернуть криминальное подполье родного района с ног на голову сулит не только раскрытие дела — так Уилис сможет разобраться в мрачном семейном прошлом и наконец-то стать главным героем, пускай лишь и собственной жизни. «Интерьер Чайнатауна» — полная киноотсылок и трибьютов смесь экшен-комедии и детектива, которая в рассуждениях о кризисе идентичности и расовых вопросах не забывает выдерживать и высокий уровень интриги. Можно сказать, достойный брат-близнец близкого по духу сериала 2024 года — «Сочувствующего» от HBO.
Дэвид Митчелл — блестящий британский комик, которого многие знают по сериалу «Пип-шоу» или как минимум многочисленным мемам оттуда («Ганс, мы что, злодеи?» — это тоже он!). В 2024 году Митчеллу выпала возможность в очередной раз продемонстрировать полудраматические способности — в «Людвиге» актер сыграл сразу двух героев. Первый и главный для сериала — Джон по прозвищу Людвиг, нелюдимый автор головоломок, который решает сделать нечто не свойственное своему робкому характеру. По просьбе золовки герой притворяется братом-близнецом Джеймсом — следователем полиции, который бесследно исчез. Теперь Джону в образе Джеймса предстоит не только выяснить судьбу братишки, но и попутно выполнять рабочие обязательства. «Людвиг» умело скрещивает загадки разных форматов и масштабов, от небольших шифров до межпоколенческих семейных тайн. Получается более чем успешно: драмеди — идеальный аналог книжной серии «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа, которая стала современным эталоном уютного детектива.
В 2024 году женщины, кажется, окончательно сместили мужчин и стали новым лицом детектива: героини расследовали преступления поодиночке, в дуэтах и даже трио. Если вас разочаровал тандем следовательниц из «Страны ночи», то это лишь повод присмотреться к героиням мини-сериала «Под мостом» в исполнении Лили Гладстоун и Райли Кио. В отличие от большинства проектов в подборке, это тру-крайм, который посвящен реальному и сенсационному убийству, потрясшему всю Канаду. В 1997 году 14-летняя Рина из провинции отправилась на посиделки к друзьям, но так и не вернулась домой. Городская журналистка и местная полицейская пытаются разобраться в произошедшем и приходят к неутешительным выводам о звериной жестокости подростков и тотальном безразличии взрослых. «Под мостом» лишен закрученного сюжета и держащей на протяжении всех эпизодов интриги — ведь в первую очередь это представитель злободневного поджанра детектива, где вину перекладывают с одного человека на отдельные институты и все общество.
Если вы соскучились по комфортному британскому стандарту «мало эпизодов, но каждый идет по полтора часа», которым в свое время многих зацепил «Шерлок», то стоит присмотреться к «Инспектору Элис». Короткие сезоны и длительный хронометраж позволяют создателям как следует проработать каждый эпизод и найти баланс между личной драмой и правдоподобным расследованием. Согласитесь, 40 минут или даже часа на расследование иногда попросту не хватает. Эллис (Шэрон Д. Кларк) — специалистка по «висякам» и прочим почти безнадежным делам: следовательница приезжает из мегаполиса в маленькие городишки и помогает местной полиции найти виновных. Как это часто бывает в провинции, органы терпеть не могут приезжих коллег и отказываются помогать, а свидетели и просто хоть сколько-то осведомленные местные боятся сказать хоть что-то дельное из страха повторить судьбу убитого. Повидавшей многое на своем веку героине приходится где-то лезть на рожон, иногда включать мастерство убеждения и, конечно, действовать скрытно.
«Убрать Милли Блэк» — не только новый сериал HBO, но и первый телевизионный проект признанного писателя Марлона Джеймса, отмеченного Букеровской премией за роман «Краткая история семи убийств». К сожалению, громкие имена канала и автора не зацепили внимание аудитории, которая без зазрения совести пропустила новый сериал. Только время покажет, опрометчивое ли это решение, но к новинке все же стоит присмотреться. Очевидно, в первую очередь фанатам Джеймса, которых, учитывая переводы его книг на русский язык, должно быть немало. Однако «Убрать Милли Блэк» могут оценить и те, кто в современных детективах ищет необычный сеттинг или репрезентацию малоизвестных культур и действительно злободневных политических тем вроде отношений между метрополией и бывшей колонией. Сериал расскажет о бывшей следовательнице Скотленд-ярда (Тамара Лоуренс), которая после смерти матери возвращается на родную Ямайку и устраивается в местный отдел полиции. Одним из первых дел героини становится исчезновение молодой девушки, в котором замешано влиятельное преступное семейство.
Британский литератор и сценарист Энтони Хоровиц многим известен как создатель подросткового цикла об Алексе Райдере, но за продолжительную карьеру писатель успел написать пару романов про Шерлока Холмса и Джеймса Бонда, а с недавних пор Хоровиц не радикально, но все же деконструирует детективный жанр. В серии книг о Сьюзан Райланд автор не только поиграл со структурой, но и постарался исследовать, откуда у «детективщиков» появляется вдохновение для творчества. Мини-сериал «Совы охотятся ночью» — вторая часть цикла, которая началась с «Сорок-убийц»: оба шоу, как и книги-первоисточники, рассказывают сразу две истории. Первая — сюжет в сюжете о приключениях выдуманного следователя Аттикуса Пунда, вторая — о редакторке Сьюзан Райланд (ветеран британской сцены Лесли Мэнвилл), которая в качестве подработки пытается раскрыть реальные преступления, напрямую связанные с жизнью создателя Пунда, писателя Алана Конвея. Возможно, многослойность сбивает с толку, но что Хоровиц, что создатели экранизаций аккуратно работают с нарративами, чтобы не потерять внимание аудитории. Стоит начать просмотр именно с «Сорок», но при желании можно пропустить вступление и перейти к новинке.
В 2024 году Apple TV+ с легкостью превзошел конкурентов по количеству контента, но явно не по качеству. Стриминговая платформа чуть ли не каждый месяц выпускала крупнобюджетные, но совсем непримечательные сериалы с голливудскими актерами. Образцовый пример — «Женщина в озере», экранизация одноименного бестселлера с Натали Портман (первая сериальная роль в карьере актрисы!), который большинство зрителей благополучного проигнорировали. А зря, ведь у шоу есть несколько очень важных преимуществ. Как и большинство сериалов Apple TV+, «Женщина в озере» — несколько устаревший и даже стереотипный престижный сериал, которыми славился канал HBO в нулевых. Огромная массовка, дотошно воссозданная историческая эпоха, звезда первой величины — все на месте, но вау-эффекта нет. Впрочем, это все равно интригующий детектив — не забывайте, первоисточник неспроста стал бестселлером. Портман играет домохозяйку, которая в 1960-х решает всерьез заняться расследованиями и журналистикой. Несмотря на протесты мужа-абьюзера и давление патриархального общества, героиня пытается разгадать сразу два убийства: 11-летней девочки-еврейки и взрослой темнокожей женщины. Все ниточки ведут к вполне закономерному подозреваемому — мизогинному и расистскому обществу.
Создатель суперуспешной детективной франшизы «Смерть в раю» (13 сезонов, два спин-оффа и несколько романов) Роберт Торогуд решил написать роман о своем нынешнем месте обитания — британском городке Марлоу. Получился бестселлер в популярном поджанре уютного детектива, где насилие остается «за кадром», следствием руководит любитель, а все действие происходит в стереотипной провинции. Словом, полная противоположность напряженным детективам, где крутые сыщики машут кулаками, убивают злодеев и подавляют невыговоренные чувства сексом и выпивкой. В «Клубе убийств Марлоу» вышедшая на пенсию археолог слышит выстрел и думает, что произошло убийство. Полиция, очевидно, не верит женщине, поэтому героиня берет в подмогу помешанную на справедливости жену викария и любознательную выгульщицу собак, чтобы докопаться до правды. Как это часто бывает, желание залезть в чужое белье вскрывает у трио личные проблемы и прошлые травмы. Первый сезон нашел своего зрителя (опять же, спрос на уютные детективы высок как никогда), поэтому создатели, среди которых сам Торогуд, уже вовсю работают над адаптацией следующих книг цикла.