В 2023 году отечественные кинематографисты потихоньку приходят в себя и повышают уровень конкуренции: мастодонты индустрии пробуют новое, а внимание зрителей приковано к именам дебютантов и победителей фестивалей. Мы решили вспомнить несколько фильмов уходящего 2023 года, которые помогут составить общую картину российского кинематографа.
В те времена, где мы существуем, иногда хочется попасть в сказку. Любовь Мульменко к классическому фольклору не обращается, а создает свой — в ее трогательной комедийной драме «Фрау» герои и правда словно сошли с былинных страниц. В центре сюжета Ваня (Вадик Королев), который среди всех девушек ищет свою фрау и находит Кристину (Лиза Янковская).
Мульменко создает сказку, но все-таки напоминает, что мы живем в реальности, где хороший конец достается не всем. На пути героев встречаются драконы-хранители в виде родственников, которые никак не могут расстаться с детьми, и собственные внутренние демоны, побороть которых непросто. Но фильм не ассоциировался бы со сказкой, не будь в нем хотя бы толики волшебства — оно заключено в удивительно реалистичных, хоть и порой неуклюжих диалогах.
Если в России снимают научную фантастику, то, как правило, вселенского масштаба. Анна Меликян решила сконцентрироваться на проблеме более знакомой зрителю: жизни бедной во всех смыслах Анны (Анна Михалкова), которая работает на провинциальном заводе и по воле случая становится коммуникатором с внеземной цивилизацией. Несмотря на то что фильм черно-белый, меланхоличности ему добавляет скорее бесконечная безнадежность вокруг героини. Стоит Анне почувствовать себя особенной, семья не узнает привычную им маму, а сотрудницы с конфетной фабрики завидуют по-черному. Вокруг к тому же еще и непонятная эпидемия — что-то это все напоминает.
При словосочетании «спортивная драма» мы вспоминаем пафосные в хорошем смысле «Движение вверх» и «Легенду № 17». Но Александра Лихачева не использует понятную и известную зрителю формулу — она ставит нас в роль наблюдателей за совместной судьбой двух спортсменов, которым поодиночке просто нельзя. История Олега Крецула (Никита Волков) и Виталия Глигора (Сергей Волков) не подходит для высокопарного пересказа — нужно слушать в тишине. «Крецул» — отличный пример нетривиальной работы с жанром байопика, в котором, казалось бы, эксперименты не приветствуются. И все же картина размеренным тоном заставляет заземлиться и вникнуть в историю беспрекословной дружбы двух людей, на которых стоило бы равняться всем.
К разговору об экспериментальных реалистичных историях стоит вспомнить и Наталию Кончаловскую: кинематографистка в очередной раз препарирует личную жизнь людей и изучает, в какой момент отношения могут дать сбой. «Все время на свете» — скорее альманах, чем полнометражный фильм в привычном понимании, да и хронометраж здесь всего час. Но за это время мы успеваем урывками понаблюдать за парой Ксюши (Дарья Котрелева) и Никиты (Денис Прытков), чья любовь, может, и бесконечна, а вот отношения рискуют подойти к концу. В бытовых зарисовках зрители наверняка найдут себя, но что важнее — смогут понять, почему когда-то лодка любви разбивается о быт.
Если хочется в деревню к бабушке, посмотрите фильм Байбулата Батуллина. В декорациях пестрой татарской деревни сразу и не поймешь, что у маленького мальчика Ильхама (Юнус Таиров) случилась беда, страшнее которой и не придумаешь — родители погибли в авиакатастрофе, — но бабушка (Роза Хайруллина) и дедушка (Рабит Батулла) никак не решаются сказать об этом. Двигателем сюжета становится игра в бери и помни и бесконечные детские желания Ильхама, исполнение которых оттягивает страшную реальность. Вышло доброе, светлое и трогательное кино, какого давно не было на больших экранах, да и на домашних тоже.
Картину Наталии Мещаниновой удается ловить лишь на фестивалях и специальных показах, но говорить о ней точно стоит. В центре фильма четырнадцатилетняя Мира (Таисья Калинина), у которой, если так посмотреть, все в порядке. Но не зря фильм намекает нам на страшную тайну, узнать которую зрителю предстоит в самый неожиданный момент.
«Один маленький ночной секрет» тонко, но безапелляционно заявляет о кошмарах домашнего насилия, замечать которые многие либо не хотят, либо не готовы. Однако дети продолжают страдать и оставаться беззащитными, как Мира, а значит, хоть кто-то должен подарить им голос. Картина вполне претендует на звание классики авторского кино, но, как назло, вышла не в лучшее время.
И снова картина о людях нежного возраста, на чью долю выпадают слишком тяжелые испытания. В «Снегире» Наталия Мещанинова выступила сценаристкой, а вот режиссерское кресло занял Борис Хлебников. В морской оде на траулере, где царят свои жестокие порядки, оказываются студенты мореходки Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк). Их корабль во всех смыслах рискует пойти ко дну, и дело даже не в ужасном шторме, а в безразличии и черствости плывущих. Хлебников заявляет: нас погубит равнодушие.
Мы живем в век, когда запрещенный фильм Александра Сокурова о четырех диктаторах в аду можно посмотреть на YouTube-канале Ксении Собчак — и даже послушать обсуждение с режиссером после. К творчеству мастера можно относиться как угодно, но «Сказка» задает невероятно высокую техническую планку: еще никто не работал с архивными записями, анимацией и искусственным интеллектом одновременно. В результате получилась притча-гравюра, сдавливающая виски так сильно, что хочется сбежать. Есть ли что-то страшнее, чем диктаторы, упивающиеся собственной властью и страданиями своего народа? Сокуров размышляет вслух, но итоговое решение оставляет за зрителем.
Сказка нет. Определенно не лучшее кино.
Маленький секрет тоже не лучшее. Опять эта тем с домашним насилием...