19 ноября американской актрисе Джоди Фостер исполняется 61 год. Звезда «Молчания ягнят» и «Таксиста» прочно обосновалась в пантеоне самых известных звёзд Голливуда, завоевала два «Оскара» и десятки других наград. Вспоминаем те образы Фостер, которые остались без должной реакции публики, критиков, академии и других инстанций.
Впервые одноимённый роман Мэри Роджерс был экранизирован в 1976 году — именно тогда имя Фостер прогремело благодаря «Таксисту». Актрисе достался образ подростка Аннабель, нетерпимой к своей матери Эллен (Барбара Харрис). В результате необъяснимой магии в ночь на пятницу, 13-е, героини меняются телами. Эта версия намного ближе к первоисточнику, в отличие от последующего и куда более популярного диснеевского ремейка с Линдси Лохан и Джейми Ли Кёртис. Лента доказывает, что Фостер, несмотря на предельно ранний старт карьеры, невероятно органична в любой роли, а её комедийные навыки отточены так же остро, как и драматические.
Несмотря на образцовый статус «Контакта» в жанре научной фантастики, складывается ощущение, что не все зрители знакомы с этой картиной — и совершенно зря. Фостер играет Элли Эрроуэй, учёную в области поиска внеземного разума. Когда женщина всё же обнаруживает инопланетян, то решает первой выйти с ними на связь. Работа Фостер минималистична и интеллектуальна, держит в напряжении и во многом прокладывает путь для последующих сай-фай-фильмов (например, «Прибытие» с Эми Адамс). Помогают Фостер уверенная режиссура Роберта Земекиса и фактологически выверенный роман-первоисточник астронома Карла Сагана.
Вопреки номинациям на «Оскар» и «Золотой глобус», а также внушительным кассовым сборам, роль Фостер в «Нелл» требует пристального рассмотрения с точки зрения актёрской техники. Сюжет рассказывает о девушке, выросшей в изоляции от общества и разговаривающей на выдуманном языке. После смерти матери и сестры-близнеца героиня пытается обустроиться в привычном мире при помощи местного доктора (Лиам Нисон). Вероятно, что в условиях сегодняшней инклюзивности «Нелл» подвергли бы ещё большей критике за неглубокий подход к персонажу. Однако Фостер демонстрирует широту таланта и физической трансформации, чем точно заслуживает внимания (и третьего «Оскара», проигранного в 1995 году Джессике Лэнг).
Культовый мюзикл «Багси Мэлоун» Алана Паркера помещает зрителей в эру «сухого закона» с одним «но» — персонажей здесь играют дети. Сюжет частично основан на противостоянии Аль Капоне и Багса Морана в Чикаго 1920-х. Фостер воплотила Талулу, бывшую девушку заглавного героя (Скотт Байо). Образ «девы в беде» сейчас бы точно не прижился, но даже такому архаичному амплуа актриса добавляет оригинальности и шарма.
Череда провалов для Фостер пришлась на середину 2000-х. Одним из незаслуженно обделённых фильмов для примера можно назвать психологический триллер «Иллюзия полёта». По сюжету женщина перевозит труп своего мужа на борту самолёта. Во время рейса бесследно исчезает её дочь. Героиня пытается доказать свою вменяемость другим пассажирам, которые не верят ей. После «Комнаты страха» Фостер вновь помещают в герметичное пространство — и та полностью овладевает им, заставляя аудиторию пребывать в напряжении до самой развязки. Критики «Иллюзию» невзлюбили, обвинили в дешевизне и предсказуемости. Снимал картину немец Роберт Швентке, у которого получилось не только создать зрительский проект, но и предложить Фостер качественную роль в голливудских традициях.
Ещё один экшен-бенефис Фостер с обширной промокампанией и несбывшимися надеждами продюсеров. Картина повествует о радиоведущей Эрике, чей муж скончался в результате расистского нападения в парке. Героиня решает найти преступников и заставить их платить по счетам, что грозит потерей человечности. В прокате фильм провалился, а Фостер добавила к резюме ещё один впечатляющий, зачастую прямолинейный, но всегда эффектный перформанс.
В судьбоносном 1991-м — году выхода «Молчания ягнят» — Фостер решила пробовать силы в режиссуре. Её дебют — конвенциональная, но неизменно трогательная мелодрама «Мальчик по имени Тейт». Сюжет повествует о молодой матери Деде и её одарённом семилетнем ребёнке Фреде, испытывающем трудности с общением и социальной интеграцией. Сценаристом выступил Скотт Фрэнк, будущий автор «Логана» и «Хода королевы». Кажется, этим фильмом Фостер частично отразила свой собственный путь в киноиндустрии, начавшийся в трёхлетнем возрасте. Обе ипостаси ей удались, а режиссёрской деятельностью Фостер продолжит заниматься и сегодня.
Относительно свежий пример успешного сочетания двух профессий: в начале 2010-х Фостер ставит инди-драмеди «Бобёр», в которой воссоединяется со звездой «Мэверика» Мэлом Гибсоном. Сюжет сконцентрирован на Уолтере, главе компании по производству игрушек. Герой страдает от депрессии, одиночества и семейно-бытовых проблем, а справляется с ними при помощи плюшевого бобра у себя на руке. Во втором плане появились подающая надежды Дженнифер Лоуренс и Антон Ельчин; сама Фостер исполнила роль супруги Уолтера, Мередит. «Бобёр» нередко абсурден, делает важное заявление на тему заботы о ментальном здоровье и предвосхищает бум фильмов A24 с выраженной нетипичной стилистикой. Карьера Фостер — сплошной калейдоскоп: «Бобёр» выступает в качестве забытого сокровища, позволяя с каждой работой прочувствовать её уверенность и подлинную заинтересованность в кинематографе.