В честь Международного женского дня вспоминаем восемь отличных феминистских и про-феминистских фильмов, который давно стали классикой мирового кинематографа.
Работу бельгийской постановщицы Шанталь Акерман часто называют первым «женским» шедевром и попросту главным фильмом, снятым женщиной-режиссером. К этому статусу «Жанна Дильман» пришла не сразу: фильм довольно быстро признали в узких кругах, он стал эталоном «медленного» кино, повлиявшим не на одно поколение режиссеров, но будто еще не вошел в фонд однозначной классики мирового кинематографа. Впрочем, лаконичную по содержанию и амбициозную по размаху историю обычной домохозяйки, зажатую в тиски доведенным до автоматизма дел, все чаще открывают для себя обычные любители кино. Глядишь, скоро фильм получит свое заслуженное место в каждом списке наиболее значимых картин в истории кино.
«Женщина без головы» аргентинской постановщицы Лукресии Мартель — это история обеспеченной женщины, которая отвлеклась на телефон и, как ей кажется, кого-то сбила — то ли собаку, то ли темнокожего мальчика. Она мгновенно уезжает с места происшествия, рассказывает обо всем мужу и, вместе со зрителем, оказывается в тотальном неведении, что происходит вокруг нее: было ли это странной фантазией, или ее муж начал втихую заметать следы? Это не только история о привилегированной женщине, столкнувшаяся с обществом, которое контролируют мужчины, но и параноидальный триллер с социальным подтекстом, воссоздающий ощущение тревоги и недосказанности, в котором жили Аргентинцы при диктатуре 1970-х.
Режиссерский дебют и просто единственный фильм американской актрисы Барбары Лоден, жены великого Элиа Казана, также посвящен обычной домохозяйке — Ванда, героиня, которую сыграла сама Лоден, дает мужу развод, отказывается от родительских прав и пускается в одиссею по провинциальной Америке вместе с грабителем банка, который будет издеваться над Вандой. Опять же малоизвестный в России, но важнейший для американского независимого кинематографа фильм, посвященный повседневному отчаянию, эскапизму и неудачной попытке превратить наскучившую жизнь в фантазию.
Еще один знаковый фильм для американского независимого кинематографа — в этот раз снятый Джоном Кассаветисом, культовым режиссером, которому до сих пор активно подражают (совсем недавний пример — «Неограненные драгоценности» братьев Сэфди). «Женщина не в себе» — лишенная стандартной нарративной конструкции попытка создать портрет женщины с ментальными расстройствами, которая вынуждена существовать в рамках общественных норм: она пытается быть примерной матерью, женой и подругой, но это не всегда получается. Режиссерская работая Кассаветиса, как и выдающаяся актерская игра Джины Роулендс, получили заслуженное признание, а в 1990 году несмотря на короткий срок с релиза фильм включили в список культурно значимых для истории США.
«Пианино» посвящено истории немой женщины и ее дочери, которые были отправлены из Шотландии в далекую Новую Зеландию и встречены враждебно: муж героини отказывается забирать с корабля ее любимое пианино, поэтому новым владельцем становится высокомерный и грубый сосед, который просит женщину давать ему музыкальные уроки. Прошло практически 30 лет с премьеры, а «Пианино» Джейн Кэмпион до сих пор является единственным фильмом, снятым женщиной, который был отмечен «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. Постыдный факт, который, впрочем, заставляет с большим восхищением относиться к этой выдающейся костюмированной драме о страсти и обретении себя.
Французская полиция начинает расследовать смерть молодой женщины, которая умерла от переохлаждения в канаве. Через короткие флешбэки опрошенных людей зритель узнает о последних неделях жизни героини — она путешествует автостопом, крадет еду, спит где придется и занимается сексом за деньги, пока однажды не умирает из-за случайности. В фильме «Без крыши, вне закона» великая Аньес Варда представила, возможно, самую революционную героиню своей фильмографии: свободолюбивую и сильную женщину, которая добровольно покинула патриархальное общество, отказалась от гендерных стереотипов и стала одиночкой.
Две девушки по имени Мария решают соответствовать мировым настроениям и стать плохими — они начинают издеваться над кавалерами, играют с едой, крушат банкетный зал, но в конце концов понимают простую истину «мир спасет доброта». Экспериментальный фильм Веры Хатиловой был сразу запрещен в Чехословакии, но оценен критиками за новаторский подход к съемке и монтажу, редких для кинематографа героинь, идущих против общественной морали, едкую сатиру на послевоенные человеческие ценности, сюрреализм и абсурдный юмор, который отпугивал обычного зрителя. Более того, даже спустя 50 с лишним лет фильм до сих пор успешно делит аудиторию пополам: восхищает одних и изрядно бесит других.
Возможно, самый известный представитель румынской новой волны — негласного течения кинематографистов, осмысляющих тоталитарный режим Чаушеску, крах социализма и переход к капитализму в Румынии. «4 месяца 3 недели 2 дня» — это психологическая драма о двух подругах, которые в 1987 году из-за государственного запрета на аборты вынуждены согласиться на операцию подручными средствами у случайного мужчины. Режиссер Кристиан Мунджиу не только мастерски воссоздает атмосферу всеобщего недоверия и паранойи, царившей в последние годы правления Чаушеску, но демонстрирует зрителю силу самопожертвования и женской дружбы, а также последствия запретов важной для женщин операции.