На больших отечественных экранах сейчас показывают два фильма культового Джима Джармуша — «Выживут только любовники» и «Пёс-призрак: Путь самурая». Американский автор прославился неспешными роуд-муви, антологиями с любимыми друзьями-актёрами и даже вампирской мелодрамой. Рассказываем, какие режиссёры повлияли на Джармуша и сформировали узнаваемый почерк.
Николас Рэй
В 1976 году, когда Джармушу было 23, Джим поступил в киношколу Нью-Йоркского университета, а параллельно устроился ассистентом немолодого режиссёра Николса Рэя. Студент поддерживал близкие отношения с постановщиком до смерти наставника в 1979-м. Ещё до встречи с Рэем Джармуш восхищался опытным режиссёром и считал дебютный полный метр автора «Они живут по ночам» безусловным шедевром. Джим также помогал Рэю на съёмках картины «Молния над водой». Джармуш считает знакомство с наставником большой удачей. «Я наблюдал за его методами работы, манерой разговаривать с техническим персоналом. Именно тогда я понял, что научить снимать кино невозможно. Этому можно научиться, только наблюдая за работой других», — вспоминал позднее Джармуш. Рэй же был главным критиком и советником молодого режиссёра во время съёмок дебютного «Отпуска без конца».
Вим Вендерс
На заре карьеры Вим Вендерс прославился душевными и красиво снятыми роуд-муви. После успешного немецкого периода на режиссёра обратил внимание Фрэнсис Форд Коппола и пригласил в Америку снять «Хэммета» — биографию знаменитого автора детективов. В 1978-м Вендерс приехал в Сан-Франциско. Съёмки превратились в производственный ад из-за конфликта постановщика и продюсера. В Америке Джим и Вим стали если не друзьями, то приятелями. В 1979-м Вендерс снял документальную картину «Кино Ника» о друге Николасе Рэе, наставнике Джармуша, а затем отправился в Португалию работать над картиной «Положение вещей». Оставшуюся после съёмок плёнку Вим отдал Джиму. Молодой американец снял на эту плёнку «Более странно, чем в раю». Между картинами Джармуша и Вендерса множество параллелей: оба роуд-муви, на первых ролях несколько молодых людей, в обоих фильмах важнее не сюжет, а визуальный ряд, есть даже покадровые пересечения. Работы американского автора в 1980-е наследуют немецкому периоду творчеству Вендерса и представляют неприкаянных одиночек в поисках то ли смысла, то ли счастья.
Сэмюэл Фуллер
О Сэмюэле Фуллере Джармуш изначально узнал в Париже. Фуллера боготворили режиссёры французской «новой волны». Джармуш не раз признавался, что о картинах соотечественников часто узнавал от европейцев. Американского автора Джим увидел в одном из фильмов Годара. Уже в Штатах Джармуш много обсуждал кино Фуллера с Николасом Рэем. Фуллер и Рэй были давними друзьями. Впоследствии Фуллер также снимался в «Американском друге» Вендерса, так что всё это авторы разного возраста, но из одной тусовки. Сегодня Джармуш часто называет «Обнажённый поцелуй» Фуллера среди любимых фильмов. Джим говорит, что его всегда поражал стиль картин старшего товарища, неожиданные интуитивные режиссёрские решения и смелые темы. В 1994-м Джармуш и Фуллер вместе снялись в картине Мики Каурисмяки «Тигреро: Фильм, который никогда не был снят».
Робер Брессон
Сначала Джармуш учился в Северо-Западном университете на журналиста, но затем сменил специализацию на английскую литературу и отправился на год в Париж. Во Французской синематеке Джармуш получал любительское кинообразование. Американский автор называл фильмы Робера Брессона одной из причин, почему решил стать кинорежиссёром. Среди любимых фильмов француза Джармуш называет «Наудачу, Бальтазар», «Карманника» и «Мушетт». Американский постановщик отмечает особую работу Брессона со звуком, каждый из шумов в картинах француза имеет значение, а периодически постановщик и вовсе убирает любые шорохи и скрипы, чтобы изолировать героя от внешнего мира. Джармуш признаётся, что во многом Брессон научил его правильно работать со звуком. Джим говорит, что в его картинах аудиальная часть не менее важна, чем визуальная.
Карл Теодор Дрейер
Во Французской синематеке Джармуш также познакомился с фильмографией Карла Теодора Дрейера. У датского автора американец научился чистоте кадра, отсутствию лишних предметов и малозначимых деталей. По словам Джармуша, упрощённость изображения позволяет зрителям сосредоточиться на характере персонажа. Джим говорит, что вдохновлялся творчеством Дрейера, когда снимал «Более странно, чем в раю». Страсть к минимализму американский автор сохраняет и сегодня. Также у Дрейера Джармуш почерпнул частое использование статичных кадров. Американский режиссёр, как и датчанин, не любит зумирование и использование необычных углов съёмки.
Ясудзиро Одзу
С творчеством Ясудзиро Одзу Джармуш также познакомился в Париже. Другим важным для себя японским автором Джим называет Кэндзи Мидзогути. Как и в случае с Дрейером, Джармушу очень нравится статичная камера Одзу. По словам американца, фильмы японца можно даже смотреть без субтитров, всё равно будет понятен основной конфликт и характеры персонажей. Дрейер, Брессон и Одзу привнесли в творчество американца медитативность. Джармуш признаётся, что в «Более странно, чем в раю» отсылал к творчеству японца. После премьеры картины в 1984 году Джим поехал в Страну восходящего солнца и удивился, что в то время среди японских критиков Одзу вышел из моды. Джармуш даже добрался до городка Камакура неподалёку от Токио, где много жил и работал автор «Токийской повести» и «Был отец». В Камакуре же находится могила Одзу.
Жан-Пьер Мельвиль
Джармуш любит не только авторские фильмы, но и жанровые. Например, в списках повлиявших на американца картин часто можно встретить криминальные — «Рождённый убивать» Сэйдзюна Судзуки и «В упор» Джона Бурмена. Но, пожалуй, среди жанровых картин 1960-х больше всего Джармуш ценит Жан-Поля Мельвиля. В «Самурае» французский режиссёр добавил к традиционным мотивам гангстерского кино самурайский кодекс бусидо. В «Псе-призраке: Пути самурая» Джармуш обильно цитирует и Мельвиля, и Судзуки. Главный герой в исполнении Фореста Уитакера, как и киллер в исполнении Алена Делона из «Самурая», носит белые перчатки. А ещё наёмный убийца у Джармуша следует древнему кодексу японского воина — «Хагакуре» или «Сокрытое в листве».
Бастер Китон
Говоря о немом кино в общем и слэпстик-комедии в частности, Джармуш всегда упоминает Бастера Китона. Китона Джим ставит выше Чарли Чаплина. Фильмы Джармуша трудно назвать уморительно смешными, но в картинах американца часто присутствуют абсурдные эпизоды, которым попросту не нужны слова. Наиболее яркий пример — «Вне закона» с Роберто Бениньи, Джоном Лури и Томом Уэйтсом. Джим говорил, что при создании фильма вдохновлялся творчеством Китона. «Вне закона» Джармуш называет «нео-бит-нуар-комедией». Вспоминая Китона как неординарного режиссёра, Джим отмечает любовь мастера немого кино к общим и средним планам, из-за чего главный герой всегда кажется маленьким, незащищённым и хрупким. Подобного эффекта Джармуш добивался во «Вне закона», но также и в «Таинственном поезде».