На экраны возвращается Декстер — очаровательный серийный убийца, который, вопреки своему мрачному ремеслу, пытался избавить мир от маньяков: на протяжении восьми сезонов он охотился только на отпетых криминалов, а вечерние вылазки совмещал с дневной работой в полиции. Вспоминаем любимые и возмутившие всех серии, из-за которых мы навсегда запомним культовый кодекс Гарри, героиню Дженнифер Карпентер и резонансный финал шоу.
Абсурдный, сумбурный и пошлый — таким финал сезона (а вместе с тем и всего сериала) запомнили фанаты «Декстера». Ханна и Гаррисон добираются до Буэнос- Айреса, Морган с горем пополам убивает Саксона, главного злодея кульминационных эпизодов, а Дебра впадает в кому. На Майами символично надвигается ураган, и эта неожиданная атака стихии вроде бы должна поэтично подвести Декстера к важнейшему моменту в жизни: он отключает сестру от аппарата, отвозит её на своей лодке в открытый океан и сбрасывает самого близкого человека на дно — так же, как он когда-то избавлялся от тел своих жертв. Всё это должно выглядеть трогательно и шокирующе, но превалирует здесь, увы, совсем другое чувство. Верные фанаты шоу, ждавшие вразумительного разрешения конфликта, обмануты — вместо ответов «Декстер» ограничился открытым финалом и незакрытыми гештальтами. Культовый маньяк сбежал и стал отшельником, но что с того? Шоу, неизменно подкупающее своей откровенностью, уходя, лишь невразумительно что-то пробубнило.
Финалы сезонов — самая сильная сторона «Декстера»: они всегда оставляли гнетущую неопределённость, которая разрешится, как водится, лишь в новых сериях. Но если выбирать лучшую развязку из всех, то ею, разумеется окажется эпизод «Бегство» — один из самых жестоких не только в рамках шоу, но и на фоне всего телевидения 00-х. Декстер, который отчаянно пытался разгадать секрет маньяка Троицы (тот умудряется совмещать семейную жизнь с буднями убийцы), попал в сооружённую им же самим ловушку. Пока Морган выслеживал жертву, та умудрилась нанести охотнику болезненный удар с тыла: придя домой, герой осознаёт, что его жена Рита, которую он отправил в безопасное место, вернулась с младшим сыном Гаррисоном. Он поднимается наверх и видит возлюбленную — мёртвая женщина лежит в ванне, а рядом с ней, весь в крови, сидит и рыдает малыш. Вдвойне обиднее оттого, что всего за несколько минут до этого Декстер, кажется, наконец-то достиг гармонии с собой: после этого случая — настоящей точки невозврата — ни герой, ни сериал так и не смогут стать прежними.
И всё-таки в последних сезонах «Декстера» хватало хороших эпизодов. Когда продюсеры поняли, что шоу подходит к концу, они стали чаще рисковать, выводить из игры ключевых персонажей и проворачивать головокружительные твисты. Один из них произошёл, как это часто бывает, в финале: Дебра уже узнала, что её брат — маньяк, но теперь ей нужно принять судьбоносное решение. Она обнаруживает Декстера, который вот-вот подстроит убийство ЛаГуэрты, и взводит курок. От этого момента до выстрела всего несколько секунд, но именно они оказываются самыми невыносимыми в седьмом сезоне. Зритель гадает, кого выведет из игры девушка, и в решающий момент между полицейским долгом и любовью к брату героиня выбирает второе. ЛаГуэрта мертва, Декстер спасён от правосудия, но их отношения надломлены. Ещё одна точка невозврата, через которую зрителю было пройти сложно, но важно: Деб, которой неизменно сочувствовали фанаты, окончательно завоевала статус одного из любимых героев шоу.
Четвёртый сезон «Декстера» начался безумно не только для зрителя (он сразу же погрузился в расследование по делу маньяка Троицы, который орудовал на протяжении несколько десятков лет), но и для главного героя. Морган стал отцом, он не высыпается и едва справляется с работой, а о вечерней жизни серийного убийцы мужчина уже успел позабыть — слишком громко ревёт ребёнок, чтобы забивать себе голову хитроумными планами поимки жертв. Но Декстер, как можно понять из названия, берёт выходной и отправляет Риту с детьми на отдых, а сам сериал возвращается в исконное русло: освободившийся от всех обязанностей протагонист выслеживает женщину-копа, которая убила свою семью и мастерски скрыла улики, и наносит очередной удар правосудия заточенным ножом. Те, кто волновался, что Морган уже не станет прежним, на четвёртом эпизоде обнадеживающе выдохнули. Возможно, поэтому финал серии настолько шокирует: когда кажется, что жизнь вернулась на круги своя, в Дебру и агента Ланди кто-то стреляет. Первая отделывается лёгким ранением, второй падает замертво — «Декстер» нередко бил под дых зрителю без предупреждения, но здесь о правилах fair play создатели забыли окончательно.
Гибель Доакса — пожалуй, одна из главных потерь сериала. Темнокожий импульсивный коп был единственным, кто не доверял Декстеру, и весь второй сезон он старательно искал брешь в буднях Моргана — таких пугающе фальшивых и театрализованных, что сложно было не заподозрить нечто зловещее. Но в этой серии Доакс пока цел — он только поймал героя и наставил на него пистолет. Правда, не учёл, что Декстер, как и почти всякий экранный маньяк, до жути ловок и остроумен — через минуту рукопашной дуэли под прицелом оказался уже сам Доакс. Того Морган отправил в лесную хижину и закрыл в гигантской железной клетке. Впервые кто-то из сторонних персонажей узнал тайну протагониста и вот-вот разрушит маньяка. Как поступит Декстер? Сможет ли он убить невинного? Решится ли он последовать кодексу Гарри? Так много вопросов и так мало ответов — их создатели, разумеется, приберегли до финала.
Редкий (и оттого вдвойне трогательный) случай, когда лирическое отступление от магистрального сюжета оказывается интереснее всей детективной линии. На протяжении нескольких серий Декстер ухаживает за тяжело больной Камиллой (Марго Мартиндейл) — давнишней коллегой и подругой его отца Гарри. Женщина просит перед смертью лишь одного — найти ей идеальный лаймовый пирог.
Морган, разрывающийся между работой и жаждой убийств, приносит ей одну коробку за другой, но ничто не удовлетворяет капризную пациентку. В конце концов по просьбе самой Камиллы он создаёт-таки подходящий десерт — отравленный кусочек пирога, который лишит героиню всех страданий. Декстер не раз доказывал, что он может проявлять эмпатию, и в этом эпизоде его сочувствие впервые за весь сериал достигло небывалых высот. Именно тогда мы окончательно поняли, что Морган — не бездушный монстр с разворотов бульварных романов об убийцах. Он такой же человек.
Но вернёмся к финалам. Первый сезон, как и три последующих, стал каноничным — эдакой неоспоримой классикой шоу, которая планомерно погружает зрителя в пучину девиантной обывательской Америки. История здесь развивается настолько драматургически выверенно, что сложно выбрать конкретный эпизод, но раз мерилом мы выбрали эмоциональность, то главной серией должна стать, разумеется, развязка. Декстер впервые (потом это произойдёт не раз, но пока он об этом не знает) столкнётся со своим прошлым. Оказывается, убийца, которого герой преследовал весь сезон, — его родной брат. Он тоже был найден в крови мёртвой матери, но, в отличие от Моргана, коп Гарри не взял мальчика под опеку.
Брайану Мозеру никто не рассказал о кодексе, и из него никто не пытался воспитывать вигиланта, поэтому неудивительно, что тот вырос в кровожадного Ледяного убийцу. Между ними, кровным братом и приёмной сестрой Деброй, Декстер и должен выбирать в финале сезона. Убийство первого становится шагом не только к человечности, но и к зрителю: когда любимый герой, пусть и не без труда, но избавился от родственника-монстра, он начал стремительно завоёвывать симпатию публики.
Добраться до Геллара
Сезон 6, серия 9
Не то чтобы выдающаяся, но эффектная серия с ошеломляющим твистом в финале. Декстер думает, что милым пареньком Трэвисом (сын Тома Хэнкса Колин) манипулирует безумец Геллар, называющий себя Зверем Апокалипсиса. Герой ищет своего нового заклятого врага и добирается до церкви (где же ещё может быть одержимый фанатик?). Правда, в логове монстра выясняется, что Геллар давно мёртв, а главной целью Моргана, о чём он сам не подозревал, был «безобидный» тощий Трэвис. В шестом сезоне, окончательно пустившем шоу под откос, этот сюжетный поворот заметно встряхивал утомительную детективную линию. Даже в самые свои безнадёжные моменты «Декстер» умел удивлять — возможно, спустя столько лет именно поэтому о сериале мы вспоминаем не с раздражением, а с искренней теплотой.