Несмотря на известную всем угрозу, почти все главные кинофестивали всё-таки состоятся. Российские (в том числе и ММКФ) — не исключение, а значит, мы продолжим рассказывать о главных авторских фильмах наших режиссёров. В ожидании «Кинотавра» занялись тем, что выбрали самые значимые картины смотра и выяснили, какие из них достойны особого внимания.
Неожиданный заход Оксаны Карас — известной преимущественно по картинам условно «жанровым» и от реальности несколько отдалённым, вроде детективной мелодрамы «Выше неба» или солнечного coming-of-age «Хороший мальчик», — в пространство суровой социальной драмы. Главная героиня «Доктора Лизы» сталкивается с несовершенством и несправедливостью медицинской системы — маленькая девочка с онкологией из-за бюрократических проблем оказывается без необходимого ей обезболивающего. Единственный способ помочь несчастной — пойти на отчаянные меры и обходить системы не самыми очевидными и, возможно, не совсем легальными методами. Карас — режиссёрка мастеровитая и чувствующая, и интересно будет взглянуть, что у неё выйдет с подобной историей. Тем более, актёрский состав у «Доктора Лизы» поразительный: начиная с Чулпан Хаматовой в главной роли и заканчивая Константином Хабенским, Андреем Бурковским, Тимофеем Трибунцевым и Алексеем Аграновичем на втором плане.
Новый фильм режиссёрки Ксении Зуевой, в 2017 году отметившейся мрачной социальной драмой «Близкие». Порой уж слишком рафинированно-депрессивный, её дебют сочетал в себе мотивы творчества Достоевского и элементы бескомпромиссной отечественной «чернухи». Хотя более удачной кажется другая её работа — короткий метр «Мерцание», выхвативший всю сложность человеческих отношений. Парадокс жизни для этой режиссёрки — вообще одна из движущих проблем, и есть шанс, что максимально остро этот вопрос предстанет перед зрителем в новой картине «Вмешательство».
Маша (Анна Чиповская) — девушка с окраины, которая ухаживает за больной матерью и мечтает о настоящей любви. Однажды она встречает кардиохирурга Матвея, и её жизнь круто меняется. Похожий сюжет Зуева воплощала в коротком метре «Геля»: там скромная героиня тоже выхаживала родственницу, а через какое-то время начала познавать собственную сексуальность. Свои магистральные темы режиссёрка возвращает и в виде знакомых образов гопников, провинциалов, а также неблагополучной семейки. Вполне возможно, нас ожидает планомерное развитие авторской мысли о любви, жизни и смерти в России.
Уже четвёртая полнометражная работа провокационного автора Ивана И. Твердовского. На этот раз — о теракте на Дубровке и исторической памяти. Главной героиней выступает монахиня Наталья (постоянная гостья фильмов Твердовского Наталья Павленкова), приехавшая в Москву, чтобы провести вечер в честь погибших. Рефлексия на тему национальной травмы и неумения людей рассказать о наболевшем в «Конференции» становится ключевой. Это своего рода групповая двухчасовая терапия. Причём не только для созерцающего зрителя, но и для некоторых из участников. Актёр Филипп Авдеев, например, в момент теракта уже планировал выйти на сцену, но вовремя спрятался и поэтому сумел спастись. Не станет ли «Конференция» очередным эпатажным выпадом режиссёра, души не чающего в метафорах и аллюзиях, — пока что вопрос, но уже сам факт обращения к таким щепетильным темам со стороны автора говорит о новом этапе в его карьере.
Новый фильм мэтра отечественного кино Андрея Кончаловского, который после «Рая» и «Греха» — вневременных картин библейских размахов и в плане темы, и в плане сюжета (ну и названия, разумеется) — возвращается к историям более, скажем прямо, актуальным. «Дорогие товарищи!» — кино о реальном случае расстрела бастующих Новочеркасского электровозостроительного завода в 1962 году, о кровавой странице советской истории, которую правительство долгое время замалчивало и скрывало. Главная героиня фильма, Людмила — искренне верящяя партии коммунистка, которой приходится лично столкнуться с самыми жестокими проявлениями диктаторской тоталитарной власти: она своими глазами видит убийства мирных людей, а затем теряет собственную дочь. Удивительно, как «Дорогие товарищи!» точно попадают в нерв времени, когда в соседней стране происходят очень похожие вещи, но, надеемся, Кончаловский сможет удивить не только неожиданной актуальностью.
Синопсис нового фильма Анны Меликян, режиссёрки «Русалки», «Феи» и антологии «Про любовь», не сообщает о сюжете ровным счётом ничего. Лишь то, что здесь будет любовный треугольник между супружеской парой и ещё одной женщиной. Учитывая, что кроме центральной троицы (вспоминая «Фею», ждём обязательных рифм с библейской Троицей) в актёрском составе нет вообще ни одной фамилии, весь фильм наверняка и будет этаким исследованием вечной кинематографической проблемы измен и романтического соперничества. Любопытно, что после гигантоманской «Феи» Меликян обращается к концепту настолько камерному и приземлённому — впрочем, судить рано, надо дождаться кино. Одно мы знаем точно: «про любовь» режиссёрка кое-что понимает, да и фамилии Хабенского, Пересильд и Исаковой в главных ролях радуют.
Несколько лет назад провалившись со своим дебютом «Мифы», Александр Молочников вновь пробует себя в полном метре. В случае второй картины даже концепт кажется проще и собраннее: знакомая история развода, в центре которой ребёнок, вынужденный выбирать между мамой и папой. По трейлеру может показаться, что «Скажи ей» будет крайне манипулятивным, однако предыдущие работы Молочникова (прежде всего «Сбежавшие в Аризону») как раз и отличались здравым инфантилизмом автора. Если угодно — новой искренностью, но скорее честной любовью режиссёра к совершенно непретенциозным историям, раскрывающимся через любопытную работу с формой. Проще говоря, ещё до начала фестиваля «Кинотавр» мы вполне можем рассчитывать на новый народный хит с Артёмом Быстровым и Светланой Ходченковой в главных ролях.
Фильм, основанный на мемуарах Карины Добротворской, описывающих её отношения с Сергеем Добротворским — талантливым сценаристом «Упыря», который умер в 1998 году. «Кто-нибудь видел мою девчонку» — история о жизни богемы начала 90-х, о людях, влюблённых в кино, и, конечно, о любви, закончившейся весьма трагично. Фильм сняла Ангелина Никонова, чья последняя полнометражная картина — талантливая трагикомедия о жизни русских и грузинских эмигрантов в США «Велкам Хом» — вышла аж 7 лет назад, и, хочется верить, ради плохого сценария режиссёрка в большое кино бы возвращаться не стала. Самих Карину и Сергея играют Анна Чиповская и Александр Горчилин — пара, прямо скажем, необычная, но оттого и интереснее будет следить за их взаимоотношениями на экране.
А вот и другой кандидат на роль народного хита — комедия Алексея Камынина о Москве и её обитателях. Омоновцы, киргизы, сексисты, феминистки и прочие разношёрстные персонажи, судя по всему, схлестнутся в абсурдистском сюжете, в центре которого три друга, переживающие самый странный день в своей жизни. Режиссёр, как ни странно, до этого снимал самое что ни на есть жанровое кино: триллер про парня, возомнившего себя маньяком, и саспенсовую мелодраму о пропавшем отце. Как будет себя ощущать постановщик на комедийной стезе — неясно, однако по первым релизам создаётся ощущение, будто нас ожидает что-то по- настоящему любопытное.
Долгожданный анимационный проект классика Андрея Хржановского и по совместительству фильм открытия грядущего «Кинотавра». В основу легло два произведения: знаменитая повесть Гоголя «Нос» и одноимённая опера Шостаковича. Причудливая графика и специфичный юмор, впрочем, как бы намекают, что с литературными и оперными канонами общего у нового творения Хржановского толком и нет. Зато можно ждать любопытный сложносочинённый рассказ о художниках в России и искусстве. Героями тут, кстати, выступают (помимо уже названных Гоголя с Шостаковичем) Булгаков и Мейерхольд — уж если открывать кинофестиваль, то именно таким уникальным авторским опусом.
Михаил Сегал, автор «Кино про Алексеева», «Рассказов» и «Слоны могут играть в футбол», — один из самых недооценённых современных российских режиссёров. В каждой картине он строит маленький, ненавязчиво абсурдный и при этом очень узнаваемый мир, а его работа с текстом — всеми диалоговыми рефренами и комизмами — напоминает оную у лучших литературных творцов. Его «Глубже!» имеет все шансы встать в ряд лучших работ Сегала, да и, скорее всего, стать лучшей на нынешнем «Кинотавре». Тем более что и описание сюжета интригует своей ироничной недосказанностью и свойственной автору, что ли, мифичностью — фильм расскажет о жизни «самого глубокого человека в мире». Этого человека, к слову, играет замечательный Александр Паль — ещё один повод ждать картину.