
Тяжелая, вычерпывающая до дна эмоции зрителя драма о женах заключенных, отправляющихся в персональное добровольное заточение вслед за своими новоявленными мужьями. Сильный дебют интересного режиссера и талантливой актрисы
Тяжелая, вычерпывающая до дна эмоции зрителя драма о женах заключенных, отправляющихся в персональное добровольное заточение вслед за своими новоявленными мужьями. Сильный дебют интересного режиссера и талантливой актрисы.
Возлюбленный Нуцы, отец двоих ее детей Гога попал в тюрьму, на десять лет государство изолировало мужчину от общества. Чтобы иметь хоть какую-то возможность видеться с заключенным, Нуца проходит через скромную процедуру бракосочетания и становится супругой узника. Подобный брак, впрочем, не столько становится венцом влюбленности и логичным продолжением отношений, сколько превращает жизнь в сплошную череду преодолений, тягот и лишений. Ради минутной встречи с мужем Нуца проводит дни и ночи за работой и воспитанием детей, которые очень скоро начинают забывать отца. Ложь, чувство вины и бесконечная усталость превращают жизнь Нуцы в сплошной кошмар.
Когда высокие жюри Берлина, Милана и Трайбеки отметили номинациями фильм Тинатин Каджришвили, а на кинофестивале в Сараево «Браку за решеткой» даже дали приз, многие наши СМИ поспешили придать политическую окраску этой грузинской драме. В синопсисах замелькали словосочетания «режим Саакашвили», все проблемы, рассматриваемые в фильме, превратились в жестокие перегибы, вызванные реформами теперь уже бывшего президента Грузии. Конечно же, такая точка зрения вполне имеет право на существование, но сам фильм отнюдь не взывает к праведному гневу в адрес Саакашвили, наоборот, кино получилось вневременное, внепространственное и внеконтекстное. Это история любви и проверки этого чувства временем и расстоянием. Подобные события могли произойти и у нас, и в Америке, и в Европе. Бывший же столь нелюбимый в России президент в ленте даже не упоминается ни разу. Героини фильма жалуются не на власть, а на несоразмерные преступлениям сроки заключения, хотя, с другой стороны, мы вовсе не уверены, что мужчины в «Браке» сидят именно за то, о чем рассказывают. У них то волк корову съел, то велосипед они украли – правда неизвестна.
Да она и не нужна, фильм не об этом. «Брак за решеткой» рассказывает о том, во что превращается жизнь жен заключенных, этих женщин, обреченных «умирать» молодыми, угасать от отсутствия кормильца или «заживо гнить» в новых отношениях, зная заранее, что где-то за решеткой сидит человек, некогда бесконечно любимый. Нуцу никто не заставлял вступать в брак с Гогой, никаких преимуществ, за исключением того что появляется возможность встречаться с мужем дополнительно, эта женитьба не дает. Но женщина, словно жена декабриста, бросается вместе с любимым в эту тяжкую ссылку, обрекая себя на скорое старение в одиночестве, на косые взгляды соседей, на вечное пятно в жизни детей, которым нужно отсутствие отца объяснить. Огромный ворох проблем сулит такая «свадьба»…
Как и положено женщине-режиссеру, Тинатин Каджришвили «расковыривает» свое, женское. Своих героинь, а своеобразную команду «тюремных невест» вместе с Нуцей составляют девушка-подросток и женщина преклонных лет, она противопоставляет бездушной и вневозрастной бюрократической машине, женскую красоту – обшарпанным стенам тюрьмы, свободу поступков и чувств – ограничениям камеры. Самое интересное – автору удается соблюсти баланс во всем этом разнообразии, картина серьезна, но не слезлива, не слишком динамична, но и не вязко-медитативна. В этом она похожа на жизнь, текущую неравномерно, порой обходящую препятствия, а иногда ударяющую тебя об них лбом.
За что фильм стоит если не ругать, то хотя бы сделать замечание, так это за порой слишком навязчивую прямолинейность. Когда в кадре то там, то тут появляются то клетки зоопарка, то решетки лифта, то частокол забора – лишь ленивый не заметит авторских манипуляций сознанием зрителя. Само по себе это и не страшно вовсе, но от таких явных упрощений кино теряет свою тонкость, а ведь именно это отличает «Брак за решеткой» от других подобных лент. Впрочем, Тинатин компенсирует эти промахи богатством характеров, нетривиальностью подачи материала и богатой эмоциональностью демонстрируемых на экране чувств. За последнее стоит отдельно поблагодарить исполнительницу главной роли Мари Кития, которую западные критики, всегда остро нуждающиеся в костылях сравнения, уже назвали «грузинской Кирой Найтли». У Мари роль непростая и крайне богатая на самые разные оттенки, но ни за один из них актрису нельзя упрекнуть: что называется, «в печали и в радости…».
Авторам картины удалось избежать в «Браке за решеткой» явных клише, опасных для подобного фильма сексуальных сцен, даже тяжесть пребывания за решеткой здесь подана только самым косвенным образом. Но о том и речь – «Невесты» (а именно так дословно переводится оригинальное название фильма) ведь тоже оказываются за решеткой, только по другую сторону. У них больше прав и свобод, но главного, плеча любимого здесь и сейчас, они лишены. И этот трагизм, редко в кино упоминаемый, стоит попробовать осмыслить через фильм Каджришвили.