Маленькие провинциальные городки – это отдельный мир. Там и время бежит не так быстро, и прогресс идет вперед не такими семимильными шагами, и у населения есть лицо
Мэтт Диллон ворвался в городок Уэйуорд Пайнс, сам того не желая. Он поехал искать пропавших федеральных агентов, угодил в автокатастрофу, а потом очнулся – гипс, точнее, больничная койка. Госпиталь, в котором пребывает главный герой, располагается в чудном месте: милые домики, зеленые лужайки, улыбчивые жители, играющие на травке дети, чистые улицы… лепота. Но вот незадача, ни один телефон не связывает с внешним миром, ни одна дорога не ведет прочь из города, выхода нет. В такой городок уже врываться не хочется, тут бы вырваться.
«Уэйуорд Пайнс» – сериал телеканала Fox. Не спешите включать скептицизм. Пусть Fox попадает в яблочко далеко не всегда, тут случай достаточно своеобразный. Во-первых, во главе угла бестселлер Блэйка Крауча. Если для вас это не аргумент, добавим, что за создание отвечает М. Найт Шьямалан. Все еще сомневаетесь? Уточним, что Шьямалан снимает не по своему сценарию, как это обычно бывает (в последнее время сценарии Шьямалана, увы, страдают). В довесок перечислим актерский состав: Мэтт Диллон, Тоби Джонс, Карла Гуджино, Мелисса Лео, Джульетт Льюис, Шаннин Соссамон и Терренс Ховард. Что, уже более заманчиво? Мы не сказали лишь, что это «ограниченное» шоу, то есть без претензии на долгожительство. 10 серий и либо продолжение с новыми актерами а-ля «Фарго» и «Настоящий детектив», либо занавес. Такой подход, безусловно, является плюсом, потому что историю в любом случае до конца расскажут даже не при самых лучших рейтингах, зрителя при этом надолго не обременят.
«С окончанием “Остаться в живых” мир телевидения много раз пытался запустить таинственный сериал. Одни были фантастическими, другие – приземленными, но в целом все они, за небольшим исключением, оказывались безусловными провалами. “Уэйуорд Пайнс” – это как раз исключение, тайна, которая полностью заслуживает вашего времени. И пусть вас не пугают FOX и М. Найт Шьямалан», – пишет Мерилл Барр (Merrill Barr/Forbes).
Отсылка к «Остаться в живых» достаточно натянутая. Куда очевиднее желание закосить под «Твин Пикс». Общих черт вы углядите много – начиная от табличек на въезде в город и заканчивая стилистикой домиков, одеждой жителей, даже подражанием в операторской работе. Впрочем, что тут рассказывать, смотрите сами – не заметить «твинпиксовость» невозможно:
«Когда я прочитал сценарий Чэда Ходжа, сразу же подумал: “Боже, я знаю, как это сделать”. Меня осенило, все будет в стиле “Твин Пикса”, – рассказывает Шьямалан в интервью Entertainment Weekly. – Дэвид Линч сумел достичь того, чего хотел – особенно в пилотном эпизоде, – за счет суперсмелых режиссерских приемов. Это тот случай, когда актеры специально ведут себя причудливо, и их игра резонирует в умах зрителей. Линч сбалансировал все причуды так, как только ему под силу. Поэтому когда я прочитал “Уэйуорд Пайнс”, то увидел тот самый микс юмора, который так давно хотел снять».
«”Уэйорд Пайнс” – жуткий, атмосферный и затягивающий сериал. От нового шоу Fox впадаешь в зависимость – пока он не начинает клониться в сторону метафизики. Все мы знаем, чего ожидать от Шьямалана. Так или иначе, лучшая рекомендация к просмотру “Уэйорд Пайнс” заключается в длине сериала: она невелика», – считает Джоан Остроу (Joanne Ostrow/Denver Post).
Жути Шьямалан решил нагнать через искусственность картинки, сюрреализм и чувство изоляции. Чтобы Диллон почувствовал себя отрезанным от мира, забор, который вы видели в трейлере, отстроили взаправду. Режиссер даже утверждает, что на него потратили почти 18 миллионов долларов.
«С самого начала все в “Уэйорд Пайнс” выглядит напряженно и мрачно, вплоть до старомодных дисковых телефонов – деталь, за которую надо похвалить режиссера. Здесь он доводит все до ума, как он это делал в “Шестом чувстве” и “Неуязвимом”, то есть до того, как его карьера пошла по нисходящей», – отмечает Брайан Лоури (Brian Lowry/Variety).
Как вы уже поняли, Шьямалан здесь превзошел себя образца последних 10 лет. Некоторые умудрились увидеть в этом минус, потому что город и паранойя главного героя получились настолько яркими, что шаг вправо, шаг влево приравняются к промашкам.
«Великолепно начав, “Уэйорд Пайнс” почти сразу же серьезно оступается. Вместо того чтобы удержать экшен внутри города, вовлечь зрителя в паранойю и ужас героя, шоу мечется между городком и Сиэтлом, где жена пропавшего агента пытается устроить свое расследование», – печалится Лиз Шэннон Миллер (Liz Shannon Miller/indieWire).
Так или иначе, «Уэйорд Пайнс» рекомендуется к просмотру любителям триллеров, мистики и «Твин Пикс», особенно учитывая, что продолжение культового сериала может и не состояться. Раз уж нам, возможно, не суждено дождаться новых серий от Дэвида Линча, можно почерпнуть «твинпиксовые» ноты хотя бы здесь. В эфире Fox первая серия побывает 14 мая.
«Случайная вакансия» – еще одна экранизация детективного романа, развивающегося в маленьком городке. Автор книги – Джоан Роулинг. Обычно этой информации достаточно, чтобы заинтересовать, но, если вам все-таки нужно что-то сверху, пожалуйста: в Пэгфорде на сорок пятом году жизни скоропостижно скончался член местного совета Барри Фейрбразер. Это событие повергло горожан в шок. В провинциальном английском городке с мощеной рыночной площадью и древним монастырем, казалось бы, царит идиллия, но так ли это на самом деле? Что скрывается за красивыми английскими фасадами? На самом деле тихий городок уже давно находится в состоянии войны. Богатые конфликтуют с бедными, подростки — с родителями, жены — с мужьями, учителя — с учениками… Пэгфорд не такой, каким кажется на первый взгляд. И освободившееся кресло в местном совете только обостряет все эти конфликты, что грозит привести к такой войне, которой еще не видел маленький городок. Кто сумеет победить на выборах со страстями, двуличием и неожиданными разоблачениями?
Маленький городок, по замыслу Роулинг, представляет собой срез общества. В нем отражены социальные проблемы – изнасилования, расизм, героин, марихуана, порнография, домашнее насилие, насилие над детьми, суицид и прочие ужасы современного мира. Вдобавок борьба за место в совете и сопутствующее пренебрежение нормами морали и приличия – это парабола британской политики.
Все эти нюансы взялись переносить на экран BBC и HBO в формате 3-серийного шоу с часовыми эпизодами. Кто-то замысел Роулинг разглядел и сериал похвалил, но такой эффект, к сожалению, не повсеместен.
«”Случайная вакансия” – душераздирающий, глубокомысленный и моментами упрощенный взгляд на тиранию», – пишет Мэри МакНамара (Mary McNamara/Los Angeles Times).
«”Случайная вакансия” красиво лавирует по сюжетным линиям, переплетая жизни ярких представителей разных социальных классов и возрастов и подбрасывая нам смешные, шокирующие и трогающие за живое сцены, которые раскрывают комплексы и проблемы основных героев и их детей. Сериал доказывает, что британские традиции социальной сатиры живы и актуальны как никогда», – высказался Тирдад Дерахшани (Tirdad Derakhshani/Philadelphia Inquirer).
«Мини-сериал, основанный на первом романе Роулинг после завершения “Гарри Поттера”, и сама история – быть может, более интересная в прочтении – поверхностны и даже чересчур запутанны. Попыткам Роулинг написать о реальной жизни не хватило немного магии Гарри», – остался недоволен Роберт Форкe (Robert Forke/New York Post).
«Когда я смотрел “Случайную вакансию”, не мог оторваться. Когда она закончилась, увы, хотелось удавиться от скуки», – не впечатлилась Нэнси ДеВулф Смит (Nancy DeWolf Smith/Wall Street Journal).
Рекомендовать к просмотру «Случайную вакансию» или нет, риторический вопрос. Оценить мини-сериал стоит, ведь не каждый день BBC и HBO подкидывают совместный проект. В пользу «Вакансии» опять же говорит хронометраж – сериал отнимет всего 180 минут вашего времени.