В российский прокат выходит новая экранизация романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Создатели фильма не стали менять сюжет оригинала и сконцентрировались на истории о мести. Главный герой книги — марсельский моряк Эдмон Дантес, которого несправедливо обвиняют в связях с бонапартистами и заключают под стражу. Спустя 14 лет Эдмону удается сбежать из тюрьмы, теперь он хочет только одного — выяснить, кто его подставил.
В главной роли снялся звезда французского кино Пьер Нинэ, известный по картинам «Черный ящик» и «Притворись моим парнем». На прошедшем Каннском кинофестивале мы поговорили с артистом о его первом знакомстве с шедевром Дюма, актуальности книги и подготовке к роли.
Роман Александра Дюма — международная классика, которую большинство европейцев читали в детстве. Помните ли вы свои впечатления от книги?
Я познакомился с «Графом Монте-Кристо» в возрасте 15 или 16 лет, и это был первый раз в моей жизни, когда я полюбил какую-то книгу и не ощущал на себе давление учителя по литературе. Я везде ходил с ней, читал в транспорте и даже по ночам. Постоянно думал, что бы я сделал, как бы отомстил, как бы себя повел, если бы нашел клад и так далее.
Не чувствовали ли вы на себе груз ответственности во время съемок, зная, насколько любим шедевр Дюма?
Нет, хотя вопрос справедливый. У меня театральное прошлое, поэтому я играл в постановках по Мольеру, Шекспиру и другим классикам. Если ты слишком зациклен на адаптации классического текста, то у тебя никогда не получится построить карьеру. Благодаря опыту работы в театре я понимал, что мы снимаем фильм, который существует отдельно от книги: 1400 страниц романа превратились в примерно 200 страниц сценария. Невозможно перенести все элементы оригинального произведения на экран, мы предлагаем другой объект искусства. Нам пришлось убрать какие-то детали, объединить нескольких персонажей в одного, но мы не только «упрощали», но также и придумывали много нового, стараясь не забывать о духе оригинала.
Историю «Графа Монте-Кристо» можно было раскрыть и как любовную драму, но режиссеры Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт предпочли другой ракурс.
И мне это нравится, потому что в романе очень много тьмы и жестокости. Когда ты читаешь книгу, то спрашиваешь себя: «В какой момент справедливый мститель превращается в монстра?»
Когда кто-то экранизирует классику, сразу возникает вопрос: чем новая адаптация заинтересует современного зрителя? Какой бы вы дали ответ?
Думаю, что тема мести актуальна всегда, все мы знаем, как порой хочется исправить несправедливую ситуацию. Также «Граф Монте-Кристо» поднимает проблему fake news, существовавшую и до появления Интернета: герой распространяет лживые новости и создает паучью сеть из информаторов вокруг своих жертв. В нашем мире fake news создаются правительствами государств, которые поняли, насколько сильно информация влияет на людей.
Вам 35 лет, и вы один из самых молодых актеров, сыгравших роль графа Монте-Кристо: Жерару Депардье во время съемок адаптации было 50 лет, Ричарду Чемберлену — 41 год.
Я об этом не думал.
Вам не казалось, что это важно?
Нет, при этом мне нравятся актерские работы Жана Маре, Луи Журдана и в особенности Жака Вебера. Сериал с Вебером, кстати, снял Дени де Ла Пательер, отец одного из режиссеров нашего проекта – Александра де Ла Пательера. Как раз версию с Жаком Вебером я смотрел, готовясь к съемкам, но не ставил перед собой цель оценить все адаптации романа.
Нужно ли вы вам было как-то готовиться к роли?
Да, я набирал и сбрасывал вес для разных эпизодов фильма. Мое питание уже около восьми лет контролирует нутрициологиня: так, для картины «Спасти или погибнуть» она помогала мне быстро нарастить мускулы. Она знает, как с помощью специальных механизмов ускорить метаболизм. Поэтому для «Графа Монте-Кристо» мне удалось быстро трансформироваться из худощавого человека, голодающего в тюрьме, до подкачанного мужчины.
Я брал уроки верховой езды, фехтования и фридайвинга: в сцене побега из заключения я должен был проплыть большое расстояние под водой, поэтому тренер, чемпион мира по дайвингу, научил меня технике остановки дыхания апноэ. Благодаря шокирующе простым трюкам я улучшил результаты: с полутора минут до трех с половиной. Мы тренировались несколько дней в Бельгии в бассейне «Немо 33», который когда-то был самым глубоким в мире. Там могли бы поставить «Аватар», потому что это поражающее сознание место: в «Немо 33» есть механизмы, симулирующие большие волны и ливень, я чувствовал себя маленьким ребенком в парке развлечений. Единственная, но существенная разница между тренировками в бассейне и съемками — мы снимали сцену одним кадром, и мне нужно было много двигаться на камеру, показывать паническое состояние героя.
Не страшно ли было?
Это было правда опасно. Когда мы сняли кадр, я подумал: «Вообще, я мог умереть!»
Хотя вам пришлось физически преображаться для фильма, скорее всего, вы часами сидели в кресле у гримера. Тяжело было?
Очень. В общей сумме из 75 дней съемок я провел больше 150 часов у гримера и теперь знаю специалистов цеха лучше, чем моего отца. Моим пластическим гримом занимался Пьер Оливье Персон, он был безумно хорош, старался удерживать баланс между моей внешностью и обликом персонажа.
Похожи ли вы в чем-то на своего героя?
В некоторых аспектах — да. Граф Монте-Кристо интересен для актерского перевоплощения, потому что он меняется на протяжении всей истории: от молодого красавца до безумца в тюрьме, от полного надежды мужчины до жестокого человека, дьявола во плоти. Конечно, в какой-то степени я понимаю Монте-Кристо: также верю в любовь, стремлюсь к счастью и также схожу с ума по некоторым вещам. Только если я одержим изучением структуры различных произведений, то он — мщением, что мне не близко.
Я надеюсь.
Да. Но я понимаю, насколько человеческий мозг может быть увлечен идеями.
При этом граф Монте-Кристо — антигерой, совершающий очевидно аморальные действия. Какое у вас к нему отношение в целом?
Осуждать своего персонажа — плохая стратегия, это будет мешать работать. Нужно увидеть и понять человека: не каждый смог бы пройти через подобные испытания и после пережитого не желать пролить чужую кровь. Когда я готовился к роли, то читал Ницше, и мне очень понравилось его выражение: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».